Об отказе в признании незаконным бездействия администрации городского округа и Департамента труда и социального развития, в понуждении в постановке на жилищный учет



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Щербатых Е.Г.

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия администрации городского округа <адрес> и Департамента труда и социального развития <адрес> и понуждении в постановке на жилищный учет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с настоящим заявлением, впоследствии уточняя заявленные требования (л.д.3-6, 19-22, 45-48, 50), в обоснование которых указывает, что, являясь инвалидом второй группы, является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью 36 кв.м. Кроме заявителя в вышеуказанной квартире зарегистрированы по месту жительства и проживают матери, имеющие по трое детей, которые являются очередниками, поставленными на жилищный учёт до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в жилье, как по городскому, так и по областному жилищным фондам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в учреждениях среднего профессионального или высшего профессионального образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет имеют право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма.

В части первой ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона №181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пп.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом, приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

Таким образом, заявитель указывает, что за гражданами, не реализовавшими до ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.

Руководствуясь, п.2 ст.11 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан о принятии на учёт, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Одновременно с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных, условий установлен ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Заявитель указывает, что ею было подано заявление в Главное управление социального развития <адрес>. Согласно, прилагаемой копии уведомления, пакет, состоящий из 32-х листов документов, поступил и был получен адресатом ДД.ММ.ГГГГ. В пакете находились заявления о принятии на жилищный учёт:

1.      ФИО2, собственника, инвалида, 1941 года рождения;

2.              ФИО3, 1956 года рождения, многодетного отца - по постановлению управы <адрес> от 2002 года;

3.              ФИО4, 1964 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоящей на учёте в <адрес> в качестве закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» считаться многодетной семьей до достижения её детьми возраста 23-х лет».

Однако в течение месяца со дня получения пакета документов заявителю не было прислано уведомление о получении документов с их перечнем. Её не проинформировали о необходимости подавать заявление по особой форме; их ввели в заблуждение ответом областной <адрес>, рекомендовавшей по вышеуказанному вопросу обращаться в Главное управление труда и социального развития по <адрес>. Также ФИО2 указывает, что не была проинформирована о необходимости для зарегистрированных по одному месту жительства по адресу: <адрес>, подавать документы в 3-х экземплярах. При этом пакет документов, полученный управлением соц. развития ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не был возвращен.

В феврале 2008 года в адрес заявителя был прислан приказ об отказе в постановке на жилищный учёт, однако касался он лишь семьи ФИО4. Ни о ФИО2, ни об ФИО3 информации в приказе не содержалось, на основании чего заявитель считает, что датой принятия на учёт следует считать дату подачи документов -ДД.ММ.ГГГГ.

Само же отсутствие приказа, адресованного на имя ФИО2, по мнению последней – явно выраженное бездействие органов местной власти, свидетельствует об ущемлении гражданских, жилищных прав, заявителя, как инвалида, имеющего право на увеличение размера жилой площади согласно п.2 ст.11 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма».

ФИО2 также указывает на то, что с целью решения данного вопроса, она неоднократно обращалась к чиновникам разных уровней, на что не получала определенного ответа, а проблема социальной незащищенности больших разновозрастных семей инвалида-собственника квартиры, имеющего трех детей, остается неразрешенной.

ФИО2 считает, что бездействие ответчика, нарушает её права, гарантированные Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», а именно право на постановку на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В связи с изложенным ФИО2 просит суд признать бездействие администрации городского округа <адрес> и Департамент труда и социального развития по <адрес> по постановке её на жилищный учет согласно п.2 ст.11 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» незаконным и обязать Департамент труда и социального развития по <адрес> признать её, ФИО2, нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи соответствующего заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и поставить её на жилищный учёт.

В судебном заседании ФИО2 поддержала поданное ею заявление по изложенным в нем основаниям, представив также письменные пояснения (л.д.64-68), и просила суд удовлетворить его.

Представитель администрации городского округа <адрес> по доверенности ФИО8 полагала заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению, поскольку по вопросу её жилищного обеспечения в администрацию городского округа <адрес> она никогда не обращалась.

Представитель Департамента труда и социального развития по <адрес> по доверенности ФИО9 также полагала заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.61-63). Кроме того представитель заявила о пропуске ФИО2 как срока обращения в суд, предусмотренного ст.256 ГПК РФ, так и общего срока исковой давности (л.д.41, 74-об.).

Выслушав мнение участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления ФИО2 по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО2 является инвалидом второй группы (л.д.7).

С 1991 года ФИО2 является собственником <адрес> общей площадью 53.9 кв.м (л.д.27).

В настоящее время в указанной квартире совместно ФИО2 зарегистрированы и проживают ФИО4 (дочь), ФИО10 (внучка), ФИО3 (муж дочери), ФИО11 (внук), ФИО12 (внук), ФИО13 (жена сына), ФИО14 (жена сына) (л.д.25,26).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Главное управление социального развития <адрес> (в настоящее время, Департамент труда и социального развития по <адрес>) с заявлением о постановке её на очередь для предоставления жилья по договору социального найма, как многодетной матери, дети которой также имеют в своих семьях по трое разновозрастных детей (л.д.8, 9, 23, 24).

На указанное обращение ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был направлен ответ, из содержания которого следовало, что семья заявителя не относится к категории граждан, предусмотренной ст.1 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», а также рекомендовано обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства (л.д.49).

Указанный ответ был получен ФИО2, что ею не оспаривается.

В дальнейшем ФИО2 обращалась в различные государственные органы по вопросу предоставления жилых помещений членам её семьи (л.д.10-11, 12, 13-14, 56, 70, 71, 72). В орган местного самоуправления, в т.ч. администрацию городского округа <адрес>, по вопросу предоставления ей жилого помещения – когда-либо не обращалась.

В настоящее время, проживающие с ФИО2 члены семьи в установленном порядке поставлены на жилищный учет (л.д.10-11, 12, 13-14, 15, 56, 60, 70, 72, 73), однако со слов заявителя свои жилищные права не желают реализовывать в силу различных причин. Сама заявитель с требованием об их выселении не обращается в силу родственных отношений.

Статья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма. В частности, согласно данной норме право на получение жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма имеют состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях инвалиды (п/п «з» п.2.1 ст.1); семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случае обучения их по очной форме обучения в учреждениях среднего профессионального или высшего профессионального образования - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (п.4 ст.1).

В силу ст.2 названного Закона жилые помещения предоставляются по решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти <адрес>, определяемого правительством <адрес> (далее - уполномоченный орган).

Согласно п.2 ст.11 Закона жилое помещение может предоставляться по договору социального найма в дополнение к имеющемуся в собственности гражданина жилому помещению или жилому помещению, занимаемому таким гражданином по договору социального найма либо иному договору. При этом размер общей площади предоставляемого по договору социального найма жилого помещения определяется с учетом общей площади имеющегося жилого помещения независимо от формы собственности.

В то же время, ст.3 Закона определяет норму предоставления и учетную норму площади жилого помещения, в соответствии с которой учетная норма площади жилого помещения на одного человека в <адрес> составляет 11 квадратных метров общей площади жилого помещения; норма предоставления площади жилого помещения (далее - норма предоставления) при предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего <адрес>, устанавливается в следующих размерах:

1) одиноко проживающим гражданам - не менее 33 квадратных метров общей площади;

2) семьям, состоящим из двух человек, - не менее 42 квадратных метров общей площади;

3) семьям, состоящим из трех и более человек, - не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Кроме того, согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций; в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации. Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях, т.е. с учетом имущественного положения. Указанная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55l-O-O "По жалобе гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Таким образом, органам исполнительной власти субъектов РФ переданы полномочия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета только тех инвалидов, которые встали на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ

Анализируя установленные о делу обстоятельства и сопоставляя их с приведенными положениями закона и правовой позицией Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводам о том, что заявитель ФИО2 на ДД.ММ.ГГГГ на жилищном учете не состояла; в установленном порядке малоимущей не признана и не обращалась по данному вопросу в уполномоченный орган; является собственником жилого помещения по площади превышающей учетную норму, установленную законом <адрес>, притом, что проживающие с ней члены семьи имеют право на предоставление жилых помещений и состоят на соответствующем учете (л.д.10-11, 12, 13-14, 15, 56, 60, 70, 72, 73), однако, со слов заявителя, не желают обращаться в соответствующие органы по вопросу реализации своих жилищных прав. При этом ФИО2 не подпадает под категорию граждан, указанных в п.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма", поскольку её дети являются совершеннолетними (старше 23 лет).

При таком положении, правовых оснований для обязания ответчиков признать её, ФИО2, нуждающейся в улучшении жилищных условий с даты подачи соответствующего заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ и поставить её на жилищный учёт не имеется.

Кроме того, в соответствии с положениями ст.ст.254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Статья 256 ГПК РФ устанавливает срок обращения с таким заявлением в суд: гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

При этом суд учитывает разъяснение, данное в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Согласно п.24 названного Постановления при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В то же время, судом не усматривается бездействия со стороны администрации городского округа <адрес> и Департамента труда и социального развития по <адрес> по постановке заявителя на жилищный учет согласно п.2 ст.11 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма», которое, по мнению заявителя, выразилось в отсутствии ответа на её обращение ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в администрацию городского округа <адрес> ФИО2 вообще не обращалась, а ответ на свое обращение ДД.ММ.ГГГГ был направлен Главным управлением социального развития <адрес> (в настоящее время, Департамент труда и социального развития по <адрес>) и получен заявителем в феврале 2008 г.

Доводы заявителя о том, что в данном ответе не содержится сведений о результате рассмотрения конкретно её обращения, т.к. указано на то, что «Ваша семья …», суд находит несостоятельными, как основанные на субъективном и неправильном толковании буквального смысла фразы, заложенной в ответе, поскольку данный ответ в полной мере соответствует форме самого обращения заявителя.

При таком положении, в силу установленных по делу обстоятельств, судом не усматривается, что права либо свободы ФИО2 были нарушены, в связи с чем, на основании п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении её заявления.

Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя является пропуск ею срока для обращения в суд, установленного ст.256 ГПК РФ, поскольку ФИО2 обратилась с вышеуказанным обращением ДД.ММ.ГГГГ, о принятом решении заявителю стало известно в феврале 2008 г., однако, полагая, что имеет место быть бездействие государственного органа, ФИО2 не обращалась в суд по данному поводу до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3), что значительно превышает установленный срок; по поводу оспаривания ответа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не обращалась в суд вообще.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным бездействия администрации городского округа <адрес> и Департамента труда и социального развития <адрес> и понуждении в постановке на жилищный учет отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья: Е.Г. Щербатых

-32300: transport error - HTTP status code was not 200