Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> <данные изъяты> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ботвинникова А.В. при секретаре Коршуновой Ж.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бондаревой Анжелы Рустамовны к Департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, признании ее права на получение государственного жилищного сертификата в 2012г. и обязании выдать государственный жилищный сертификат, установил: Бондарева А.Р. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, признании ее права на получение государственного жилищного сертификата в 2012г. и обязании выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи, указывая, что она и члены ее семьи являются вынужденными переселенцами, состоящими на учете в ФИО1 по <адрес> с 1995 года. Имеют право на помощь со стороны государства в обретении постоянного жилья и изначально ДД.ММ.ГГГГ были приняты на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, в связи с переездом в <адрес> были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Бондаревой А.Р. об оспаривании бездействия Управления федеральной миграционной службы по <адрес> и обязании восстановить в сводных списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ, данным решением постановлено: «признать отказ Управления федеральной миграционной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №\б-31 по восстановлению Бондаревой А.Р. в сводных списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ Обязать Управление федеральной миграционной службы по <адрес> восстановить Бондареву А.Р. в сводных списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ». Данное решение вступило в законную силу. Как указывает истец, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Бондарева А.Р. и двое ее несовершеннолетних детей в указанном списке состоят по<адрес>. При обращении с заявлением в Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> о выдаче сертификата, Бондаревой А.Р. было отказано, т.к. номер ее очереди №. Считает, что данный отказ нарушил ее права вынужденного переселенца на получение ГЖС в соответствии с законом РФ «О вынужденных переселенцах» и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и обратилась в суд с данным иском. В судебном заседании истец и его представитель Кобцева Л.И., заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Представитель Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> по доверенности Парамонова Е.Ю. в судебном заседании с требованиями, изложенными в заявлении не согласилась, просила оставить их без удовлетворения, указывая на то, что права заявителя какими-либо действиями (бездействием) Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> не нарушены. Право заявителя на получение ГЖС кем-либо не оспаривается и сертификат будет получен ею в порядке очередности, в тоже время оспаривала право на получение истицей сертификата в 2012 г. Представитель <данные изъяты> по <адрес> по доверенности Смолеева Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными. Представитель <данные изъяты> <адрес> по доверенности Дмитриенко Ю.В. возражал против требований, изложенных в заявлении, указывая на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения. Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах настоящего гражданского дела. Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Бондарева А.Р. является вынужденным переселенцем с ДД.ММ.ГГГГ, а также участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений». Фактически истица принята на учет нуждающихся на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам <адрес>. Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и, в соответствии с ст. 61 ГПК РФ, данные обстоятельства обязательны для суда и не подлежат повторному доказыванию. Однако, в связи с изменением места жительства в пределах субъекта РФ – <адрес>, на основании постановления главы администрации ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бондарева А.Р. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Истица обращалась к руководителю ФИО2 <адрес> городского округа <адрес> с требованием поставить ее и членов ее семьи на учет в улучшении жилищных условий не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, однако в ее требовании было отказано. Бондарева А.Р. обратилась в Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> с просьбой произвести выдачу сертификата, на основании вышеуказанного решения суда, которым Бондарева Анжела Рустамовна восстановлена в списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ Однако, согласно ответа ДАиСП <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на обращение истца в выдаче сертификата вне очереди отказано, поскольку она стоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ под номером 230. В тоже время, по мнению суда, основания вышеуказанного отказа, противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно установленному судом факту нахождения Бондаревой А.Р. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Однако данные обстоятельства проигнорированы ДАиСП <адрес> Согласно представленного ответчиком сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 г. по <адрес> первоочередным гражданином на получение жилплощади является лицо, ставшее на учет, как нуждающееся, - ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, истица, стоящая на учете нуждающихся на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ имеет преобладающее право на получение сертификата в первую очередь. Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Так, статья 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно положениям, закрепленным в статьях 17, 18 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О вынужденных переселенцах» установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской федерации. По правилам, установленным ст. 5 вышеуказанного Закона, решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, которое является основанием для предоставления данной категории граждан гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу ст.ст. 6, 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» вынужденные переселенцы имеют право самостоятельно выбирать место жительства на территории Российской Федерации, а при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации и нуждаемости в улучшении жилищных условий - имеют право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исходя из положений п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Правила выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», согласно подпункту «ж» пункта 5 которых право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы (п.п. 19, 24 названных Правил). В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и строительной политике <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент осуществляет предоставление государственной услуги – оформление и выдача государственных жилищных сертификатов. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, действующего законодательства <адрес> Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> осуществляет реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с указанной подпрограммой отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, предоставляются за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», которым Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации предписано считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы ФИО1 до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением. Пункт 3.3 приказа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» предусматривает включение в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС ФИО1, с сохранением даты принятия на учет. Более того, пунктом 3.4 вышеуказанного Приказа, предусмотрено, что вынужденных переселенцев, состоящих на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС ФИО1 одновременно, необходимо включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. Рассматривая названные законодательные нормы в совокупности, суд приходит к выводу, что в сводном списке граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению №, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, должна быть указана дата первичной постановки вынужденного переселенца на жилищный учет. Судом установлено, что решением территориального органа упраздненной ФМС РФ по <адрес> истец впервые была поставлены на учет ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в Сводном списке граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012г. истец вправе числиться с даты их первоначальной постановки на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела, в сформированном ответчиками Сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012г., изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2012 году, дата постановки истцов на жилищный учет указана иная – ДД.ММ.ГГГГ, что существенно нарушает права истца на своевременное получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Бондаревой А.Р. требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд решил: Признать отказ Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> в выдаче государственного жилищного сертификата Бондаревой Анжеле Рустамовне - незаконным. Признать за Бондаревой Анжелой Рустамовной право на получение жилищного сертификата в 2012г., обязав Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> выдать государственный жилищный сертификат Бондаревой Анжеле Рустамовне. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ботвинников А.В.