о выдаче государственного жилищного сертификата



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<данные изъяты> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ботвинникова А.В.

при секретаре Коршуновой Ж.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бондаревой Анжелы Рустамовны к Департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, признании ее права на получение государственного жилищного сертификата в 2012г. и обязании выдать государственный жилищный сертификат,

установил:

Бондарева А.Р. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Департаменту архитектуры и строительной политики <адрес> о признании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, признании ее права на получение государственного жилищного сертификата в 2012г. и обязании выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи, указывая, что она и члены ее семьи являются вынужденными переселенцами, состоящими на учете в ФИО1 по <адрес> с 1995 года. Имеют право на помощь со стороны государства в обретении постоянного жилья и изначально ДД.ММ.ГГГГ были приняты на очередь нуждаю­щихся в улучшении жилищных условий на основании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, в связи с переездом в <адрес> были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы админист­рации ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Бондаревой А.Р. об оспаривании бездействия Управления федеральной миграционной службы по <адрес> и обязании восстановить в сводных списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ, данным решением постановлено: «признать отказ Управления федеральной миграционной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ \б-31 по восстановлению Бондаревой А.Р. в сводных списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ Обязать Управление федеральной миграционной службы по <адрес> восстановить Бондареву А.Р. в сводных списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ». Данное решение вступило в законную силу. Как указывает истец, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Бондарева А.Р. и двое ее несовершеннолетних детей в указанном списке состоят по<адрес>.

При обращении с заявлением в Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> о выдаче сертификата, Бондаревой А.Р. было отказано, т.к. номер ее очереди . Считает, что данный отказ нарушил ее права вынужденного переселенца на получение ГЖС в соответствии с законом РФ «О вынужденных переселенцах» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и обратилась в суд с данным иском.

В судебном заседании истец и его представитель Кобцева Л.И., заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> по доверенности Парамонова Е.Ю. в судебном заседании с требованиями, изложенными в заявлении не согласилась, просила оставить их без удовлетворения, указывая на то, что права заявителя какими-либо действиями (бездействием) Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> не нарушены. Право заявителя на получение ГЖС кем-либо не оспаривается и сертификат будет получен ею в порядке очередности, в тоже время оспаривала право на получение истицей сертификата в 2012 г.

Представитель <данные изъяты> по <адрес> по доверенности Смолеева Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными.

Представитель <данные изъяты> <адрес> по доверенности Дмитриенко Ю.В. возражал против требований, изложенных в заявлении, указывая на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения.

Представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах настоящего гражданского дела.

Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Бондарева А.Р. является вынужденным переселенцем с ДД.ММ.ГГГГ, а также участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений». Фактически истица принята на учет нуждающихся на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам <адрес>.

Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и, в соответствии с ст. 61 ГПК РФ, данные обстоятельства обязательны для суда и не подлежат повторному доказыванию.

Однако, в связи с изменением места жительства в пределах субъекта РФ – <адрес>, на основании постановления главы администрации ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бондарева А.Р. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ

Истица обращалась к руководителю ФИО2 <адрес> городского округа <адрес> с требованием поставить ее и членов ее семьи на учет в улучшении жилищных условий не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ, однако в ее требовании было отказано.

Бондарева А.Р. обратилась в Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> с просьбой произвести выдачу сертификата, на основании вышеуказанного решения суда, которым Бондарева Анжела Рустамовна восстановлена в списках вынужденных переселенцев с ДД.ММ.ГГГГ Однако, согласно ответа ДАиСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на обращение истца в выдаче сертификата вне очереди отказано, поскольку она стоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ под номером 230.

В тоже время, по мнению суда, основания вышеуказанного отказа, противоречат обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а именно установленному судом факту нахождения Бондаревой А.Р. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Однако данные обстоятельства проигнорированы ДАиСП <адрес> Согласно представленного ответчиком сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 г. по <адрес> первоочередным гражданином на получение жилплощади является лицо, ставшее на учет, как нуждающееся, - ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, истица, стоящая на учете нуждающихся на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ имеет преобладающее право на получение сертификата в первую очередь.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Так, статья 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно положениям, закрепленным в статьях 17, 18 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О вынужденных переселенцах» установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской федерации.

По правилам, установленным ст. 5 вышеуказанного Закона, решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, которое является основанием для предоставления данной категории граждан гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 6, 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» вынужденные переселенцы имеют право самостоятельно выбирать место жительства на территории Российской Федерации, а при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации и нуждаемости в улучшении жилищных условий - имеют право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила выпуска реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», согласно подпункту «ж» пункта 5 которых право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы (п.п. 19, 24 названных Правил).

В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и строительной политике <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Департамент осуществляет предоставление государственной услуги – оформление и выдача государственных жилищных сертификатов.

На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , действующего законодательства <адрес> Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> осуществляет реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствии с указанной подпрограммой отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством, предоставляются за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации», которым Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации предписано считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы ФИО1 до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением.

Пункт 3.3 приказа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» предусматривает включение в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленных территориальными органами упраздненной ФМС ФИО1, с сохранением даты принятия на учет.

Более того, пунктом 3.4 вышеуказанного Приказа, предусмотрено, что вынужденных переселенцев, состоящих на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС ФИО1 одновременно, необходимо включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.

Рассматривая названные законодательные нормы в совокупности, суд приходит к выводу, что в сводном списке граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению , утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , должна быть указана дата первичной постановки вынужденного переселенца на жилищный учет.

Судом установлено, что решением территориального органа упраздненной ФМС РФ по <адрес> истец впервые была поставлены на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, в Сводном списке граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012г. истец вправе числиться с даты их первоначальной постановки на учет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, в сформированном ответчиками Сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012г., изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2012 году, дата постановки истцов на жилищный учет указана иная – ДД.ММ.ГГГГ, что существенно нарушает права истца на своевременное получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Бондаревой А.Р. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать отказ Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> в выдаче государственного жилищного сертификата Бондаревой Анжеле Рустамовне - незаконным.

Признать за Бондаревой Анжелой Рустамовной право на получение жилищного сертификата в 2012г., обязав Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> выдать государственный жилищный сертификат Бондаревой Анжеле Рустамовне.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ботвинников А.В.