Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2011 года Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Г.
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконным и нарушающим права заявителей в сфере строительства на территории городского округа <адрес> бездействия ФИО12 и ФИО13,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с настоящим заявлением о признании незаконным и нарушающим права заявителей в сфере строительства на территории городского округа <адрес> бездействия Департамента ФИО12 и ФИО13, указывая, что между ними соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с одной стороны и ФИО16 с другой, были заключены договоры участия в долевом строительстве, согласно которым ФИО16 обязалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить свои обязательства по указанному договору, осуществив постройку жилого дома по адресу <адрес> и передав заявителям квартиры. Однако с ноября 2008 года по настоящее время строительство жилого многоквартирного дома по адресу <адрес> приостановлено и не ведется, в отношении застройщика ФИО16 определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело № № введена процедура наблюдения. В связи с этим, заявители обращались с письменными обращениями в следующие инстанции:
1) ФИО19:
2) ФИО20;
3) ФИО21;
4) ФИО22;
5) ФИО23;
6) ФИО24;
7) ФИО25;
8) ФИО26;
9) ФИО27.
В представленных ответах на данные обращения разъяснялось, что вопрос строительства жилого многоквартирного дома по адресу <адрес> находится на контроле <адрес> (письмо ФИО24 №-ж от ДД.ММ.ГГГГ); подготовлен и в ближайшее время будет утвержден проект целевой программы <адрес> направленный на завершение строительства «ПРОБЛЕМНЫХ» объектов (ФИО29 № от ДД.ММ.ГГГГ); за конкретными мерами по разрешению сложившейся ситуации следует обратиться в ФИО12 (письмо ФИО31 №/№ от ДД.ММ.ГГГГ);
Впоследствии дольщиками был получен ответ заместителя председателя правительства <адрес> – ФИО32 ФИО7, из содержания которого следовало, что рабочей группой «по регулированию вопросов соблюдения законодательства в строительстве на территории <адрес>» ведется активная работа по возобновлению строительства объектов ФИО33» и уже достигнуты положительные результаты. С отчетами о проделанной рабочей группой работе можно ознакомиться на официальном сайте правительства <адрес>.
На официальном сайте правительства <адрес> <адрес> размещена информация о том, что на основании распоряжения губернатора <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, для решения вопроса обманутых участников долевого строительства создана рабочая группа ФИО34 Её коллектив ведет кропотливую работу по всем необходимым направлениям. Сформирован единый реестр обманутых дольщиков и список «проблемных» строек. Налажена связь с инициативными группами участников долевого строительства. В центре внимания специалистов пресечение фактов обмана дольщиков. Рабочей группой с момента создания по настоящее время проведен ряд производственных совещаний по урегулированию вопросов соблюдения законодательства в строительстве на территории <адрес>, в том числе и в отношении объектов ФИО16
В то же время вопрос завершения строительства жилого дома расположенного по адресу: <адрес> на указанных совещаниях так и не рассматривался. В Планы проведения плановых проверок соблюдения градостроительного законодательства в 2010, 2011 году (также опубликованные на официальном сайте правительства <адрес>) данный объект также не вошел.
Статья 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." наделяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство широким кругом прав по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов.
По мнению заявителей в силу ч.3 данной статьи ФИО12 вправе:
- осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- принимать меры, необходимые для привлечения лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..." и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства и т.д.
Несмотря на это, вопрос строительства «проблемного» объекта, который стоит на контроле <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (согласно письму ФИО24 № от ДД.ММ.ГГГГ) никаких эффективных мер по решению данной проблемы уполномоченными органами не предпринимается.
Статья 40 Конституции РФ закрепляет право граждан РФ на жилище, равно как и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-то обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Основываясь на изложенном, заявители просят суд признать незаконным бездействие ФИО12 и ФИО13, нарушающим их права и интересы в сфере строительства на территории городского округа <адрес> возложив обязанности по решению вопроса о возобновлении строительства жилого многоквартирного дома по адресу <адрес> на ФИО12 и ФИО13.
ФИО1, будучи извещенным надлежащим образом (л.д.68), в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду сообщено не было, в связи с чем, с учетом положений ст.257 ГПК РФ, а также мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным рассматривать дело в его отсутствие.
В судебном заседании ФИО2 и её ФИО3 адвокат ФИО9 поданное заявление поддержали по приведенным выше основаниям, указывая также, что оспариваемое бездействие органов государственной власти состоит в отсутствии надлежащего контроля за действиями недобросовестного застройщика.
Представитель ФИО13 в судебное заседание не явился, обратившись к суду с заявлением с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Кроме того, в суд поступили письменные возражения (л.д.72, 99-101).
Представитель ФИО12 по доверенности ФИО10 в судебном заседании против удовлетворения заявления возразила, ссылаясь на то, что какими-либо нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность ФИО12 по непосредственному контролю за деятельностью застройщиков, привлекающих денежные средства граждан. Такими полномочиями наделена ФИО24, действия которой, однако, не оспариваются в рамках поданных заявлений. Более того, инициатива создания рабочей группы принадлежит губернатору <адрес> и принята в сугубо добровольном порядке с целью максимально возможного обеспечения прав «обманутых дольщиков» в <адрес>. В результате работы группы были найдены варианты по разрешению возникших проблем, в том числе, разрешен вопрос о привлечении инвестора для завершения строительства дома по адресу: <адрес>, <адрес> Таким образом, постановка вопроса о бездействии названных в заявлениях государственных органов, с учетом отсутствия возложенной на них обязанности по осуществлению данных полномочий, является необоснованной. В связи с этим, ФИО3 Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> просила отказать в удовлетворении заявлений в полном объеме.
Выслушав мнение явившихся лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
По смыслу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Однако суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
По смыслу ст.255 ГПК РФ (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд также руководствуется разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" согласно которым к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (п.1).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 с одной стороны и ФИО16 - с другой заключен договор долевого участия в строительстве жилья №, объектом которого является <данные изъяты> квартира за строительным номером <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты>. Срок окончания работ и ввода дома в эксплуатацию – 4 квартал 2009 г. (л.д.19-20). Свои обязательства ФИО1 выполнил в полном объеме (л.д.22, 26).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 с одной стороны и ФИО33 - с другой заключен договор долевого участия в строительстве жилья №, объектом которого является <данные изъяты> квартира за строительным номером <данные изъяты>: <адрес>, <данные изъяты> Срок окончания работ и ввода дома в эксплуатацию – 4 квартал 2009 г. (л.д.58-59).
Однако до настоящего времени дом в эксплуатацию не введен, по поводу чего заявители обращались в различные государственные органы, в том числе, в ФИО13 и ФИО12, о чем свидетельствует представленная в материалах дела переписка.
По результатам обращений, в адрес обращавшихся граждан, в том числе ФИО2 направлялись письменные ответы, из содержания которых, заявителями было усмотрено незаконное бездействие, в связи с чем, они обратились в суд.
Вместе с тем, такая позиция заявителей является необоснованной.
Так, в силу ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Названной статьей определяется круг полномочий указанных органов.
Уполномоченный орган вправе:
1) устанавливать совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, правила бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности застройщиков;
2) издавать в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2.1) разрабатывать и издавать методические рекомендации по вопросам практики осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2.2) запрашивать у контролирующих органов документы и информацию, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Контролирующий орган вправе:
1) осуществлять контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по формированию официальной статистической информации, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2.1) получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, а также от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2.2) получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2.3) получать от органов местного самоуправления документы и информацию, необходимые для осуществления контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в том числе документы, связанные со строительством многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости);
3) ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
4) осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
5) осуществлять контроль за соблюдением положений настоящего Федерального закона, рассматривать жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
6) направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
7) принимать меры, необходимые для привлечения лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
9) осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Контролирующий орган вправе также обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, либо с заявлением о ликвидации такого лица в определенных законом случаях.
В соответствии с Уставом Воронежской области от 25.05.2006, Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-03 "О правительстве Воронежской области" правительство Воронежской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области. Правительство Воронежской области правомочно решать все вопросы, которые отнесены к его полномочиям федеральным законодательством, Уставом Воронежской области и законами Воронежской области.
Общие полномочия правительства Воронежской области, а также полномочия по сферам деятельности определены Законом Воронежской области «О правительстве Воронежской области» определены.
Постановлением Администрации Воронежской обл. от 18.12.2008 N 1109 (в ред. от 13.11.2010) утверждено «Положение о департаменте архитектуры и строительной политики Воронежской области". Полномочия и функции данного органа установлены пунктом 3 названного Положения.
Из названных актов усматривается, что какими-либо полномочиями по контролю и надзору в области долевого строительства жилья, в том числе, обозначенными в ст.23 вышеназванного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ни ФИО13, ни ФИО12 не наделены.
В то же время, постановлением ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение об инспекции государственного строительного надзора Воронежской области», в соответствии с которым исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сфере государственного строительного надзора и государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости является инспекция государственного строительного надзора Воронежской области.
Основными задачами Инспекции являются:
- осуществление государственного строительного надзора;
- контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Инспекция исполняет следующие государственные функции:
- осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Однако какие-либо действия (бездействие) данного органа, заявители в рамках поданных заявлений не оспаривают.
Таким образом, анализируя представленные сторонами доказательства и приведенные положения закона, проверив доводы заявителей о бездействии ФИО13, ФИО12, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения поданных заявлений, поскольку факт незаконного бездействия указываемых органов государственной власти не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов, а также действия, совершения которых заявители требуют от ФИО13 и ФИО12, в частности по возложению на них обязанности решению вопроса о возобновлении строительства жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не входят в круг их полномочий, не возложены на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих органов. Сам факт нахождения вопроса строительства жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> на контроле ФИО13, а также создания по инициативе губернатора <адрес> рабочей группы при ФИО13 и отсутствие ожидаемых со стороны заявителей результатов её работы, не может свидетельствовать о незаконном бездействии государственных органов. Более того, из представленных материалов усматривается, что обращения граждан «обманутых дольщиков», в том числе, обращения ФИО2, по вопросу строительства объекта недвижимости по адресу: <адрес>, рассмотрены надлежащим образом, в установленный законом (в частности Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") срок, гражданам направлены соответствующие ответы.
При таком положении, оснований для признания действий (бездействия) органов государственной власти, предусмотренных главами 23-25 ГПК РФ, в ходе судебного разбирательства установлено не было, в связи с чем, требования заявителей ФИО1 и ФИО2 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о признании незаконным и нарушающим права заявителей в сфере строительства на территории городского округа <адрес> бездействия ФИО12 и ФИО13 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья: Е.Г. Щербатых