об оспаривании бездействия



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Соколовой О.В.,

при секретаре Следине М.Ю.,

с участием:

заявителя Стретович В.В.,

заинтересованных лиц Правительства <адрес>, Департамента

архитектуры и строительной политики <адрес>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Стретович В.В. об оспаривании бездействия Правительства <адрес> и Департамента архитектуры и строительной политики <адрес>,

у с т а н о в и л:

Стретович В.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства <адрес> и Департамента архитектуры и строительной политики <адрес>, указывая следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между Стретович В.В. и ФИО5 был заключен договор № долевого участия строительстве жилья, в соответствии с которым Застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить 17-ти этажный монолитно-кирпичный дом по строительному адресу: <адрес>, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого дома передать объект долевого строительства – однокомнатную квартиру № №, расположенную а 17 этаже дома, проектной отапливаемой площадью 42,64 кв.м, ? площадью лоджии – 2,03 кв.м.

Пунктом 2.1 Договора был определен срок окончания строительно-монтажных работ и ввода жилого дома в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания строительства может быть перенесен в случае изменения проектно-сметной документации или увеличения объемов работ, возникших в процессе строительства, необходимых для сдачи объекта и его дальнейшей эксплуатации. В соответствии с пунктом 2.6 Договора дольщик (Стретович В.В.) обязалась обеспечить финансирование строительства жилого дома в объеме долевого участия в размере 960000 рублей. Свои обязательства по финансированию строительства Стретович В.В. выполнила в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ В нарушение условий договора долевого участия в строительстве, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> б, приостановило и не ведет. В отношении застройщика – ФИО5 определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ введена процедура наблюдения. В целях защиты и восстановления своих прав, нарушенных недобросовестным застройщиком, инициативная группа дольщиков обращалась с письменными обращениями в различные инстанции, в том числе в Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ, Минрегионразвития РФ, <адрес>, Прокуратуру <адрес>, заместителю председателя Правительства <адрес> – руководителю департамента архитектуры и строительной политики <адрес>, инспекцию государственного строительного надзора <адрес>, и др. В представленных ответах, дольщикам было разъяснено, что: - вопрос строительства жилого многоквартирного жома по адресу: <адрес> находится на контроле Правительства <адрес>; - подготовлен и в ближайшее время будет утвержден Проект целевой программы <адрес>, направленный на завершение строительства «Проблемных» объектов. За конкретными мерами по разрешению сложившейся ситуации следует обратиться в Департамент архитектуры и строительной политики <адрес>. Не смотря на то, что вопрос строительства «проблемного» объекта – многоквартирного жилого дома по адресу: г<адрес> стоит на контроле Правительства <адрес>, по меньшей мере, с ДД.ММ.ГГГГ, никаких эффективный мер по решению данной проблемы уполномоченными органами не предпринимается. Учитывая изложенное, Стретович В.В. просила признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> и Правительства <адрес>, а также нарушающим права заявителя в сфере строительства на территории городского округа <адрес>, возложить обязанности по решению вопроса о возобновлении строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> и Правительство <адрес>.

Заявитель Стретович В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.

Представитель заинтересованного лица – Правительства <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> по доверенности Романова Е.А. в судебное заседание явилась, с заявлением Стретович В.В. не согласилась, просила отказать в его удовлетворении.

Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

При этом к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Стретович В.В. и ФИО5 был заключен договор № долевого участия строительстве жилья, в соответствии с которым Застройщик обязался в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить 17-ти этажный монолитно-кирпичный дом по строительному адресу: <адрес>, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этого дома передать объект долевого строительства – однокомнатную квартиру № №, расположенную а 17 этаже дома, проектной отапливаемой площадью 42,64 кв.м, ? площадью лоджии – 2,03 кв.м.

Пунктом 2.1 Договора был определен срок окончания строительно-монтажных работ и ввода жилого дома в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания строительства может быть перенесен в случае изменения проектно-сметной документации или увеличения объемов работ, возникших в процессе строительства, необходимых для сдачи объекта и его дальнейшей эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2.6 Договора дольщик (Стретович В.В.) обязалась обеспечить финансирование строительства жилого дома в объеме долевого участия в размере 960000 рублей.

Свои обязательства по финансированию строительства Стретович В.В. выполнила в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение условий договора долевого участия в строительстве, ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> б, приостановило и не ведет. В отношении застройщика – ФИО5 определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ введена процедура наблюдения.

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании бездействия Правительства <адрес> и Департамента архитектуры и строительной политики <адрес>, Стретович В.В. указывает, что, не смотря на то, что вопрос строительства «проблемного» объекта – многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> стоит на контроле Правительства <адрес>, по меньшей мере, с ДД.ММ.ГГГГ, никаких эффективный мер по решению данной проблемы уполномоченными органами не предпринимается.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ дольщиками получен ответ заместителя председателя Правительства <адрес> – руководителя Департамента архитектуры и строительной политики <адрес>, в котором говорится, что рабочей группой «по регулированию вопросов соблюдения законодательства в строительстве на территории <адрес>» ведется активная работа по возобновлению строительства объектов ФИО5 и уже достигнуты положительные результаты. С отчетами о проделанной работе можно ознакомиться на официальном сайте Правительства <адрес>.

В то же время вопрос завершения строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, - на производственных совещаниях по урегулированию вопросов соблюдения законодательства в строительстве на территории <адрес>, не рассматривался. В планы проведения проверок соблюдения градостроительного законодательства в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ году данный объект не вошел.

Статьей 23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 17.06.2010) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

При этом согласно пункту 3 части 7 статьи 23 названного Федерального закона контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если: застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 2 статьи 12.1 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее чем 100 тысяч рублей.

В соответствии с Уставом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О Правительстве <адрес>», Правительство <адрес> является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти <адрес>.

Правительство <адрес> правомочно решать все вопросы, которые отнесены к его полномочиям федеральным законодательством, Уставом <адрес> и законами <адрес>.

Законом <адрес> «О Правительстве <адрес>» определены общие полномочия Правительства <адрес>, а также полномочия по сферам деятельности.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1109 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положения о департаменте архитектуры и строительной политики <адрес>". Согласно данному Положению Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, обеспечивающим на территории <адрес> разработку и реализацию государственной политики <адрес> в сферах строительства и стройиндустрии <адрес>, архитектуры и градостроительства, также является исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным по вопросам административно-территориального устройства. Однако, полномочиями по контролю и надзору в области долевого строительства жилья Департамент архитектуры и строительной политики <адрес> также не наделен.

В соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об инспекции государственного строительного надзора <адрес>» инспекция государственного строительного надзора <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, обеспечивающим на территории <адрес> разработку и реализацию государственной политики <адрес> в сфере государственного строительного надзора и государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Основными задачами Инспекции являются:

- осуществление государственного строительного надзора;

- контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

- выявление и предупреждение нарушений при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства и принятие необходимых мер по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с п. 5.8 Положения, Инспекция обязана, в том числе, осуществлять контроль деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Следовательно, заявление Стретович В.В. не подлежит удовлетворению, поскольку заинтересованные лица не наделены полномочиями по решению вопросов возобновления строительства многоквартирного дома во взаимоотношениях заявителя с ФИО5. Заявитель своим заявлением пытается при отсутствии законных оснований возложить на заинтересованных лиц – органы публичной власти негативные последствия хозяйственной деятельности самостоятельного хозяйствующего субъекта в лице ФИО5 При этом заявитель ошибочно функции государственного регулирования подменяет возложением на орган публичной власти функций по осуществлению строительства, что противоречит статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерацией.

Кроме того, из содержания заявления и материалов гражданского дела очевидным и доказанным фактом является отсутствие нарушение прав заявителя со стороны заинтересованных лиц. Напротив, материалами гражданского дела подтверждается, что нарушение прав заявителя связано с бездействием застройщика, с которым заявитель находится в гражданско-правовых отношениях.

Более того, из пояснений заинтересованного лица, что также подтверждается и содержанием заявления, следует, что при Правительстве <адрес> создана рабочая группа «по регулированию вопросов соблюдения законодательства в строительстве на территории <адрес>», которая занимается проблемными объектами, в том числе, и в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>. Из пояснений заинтересованного лица усматривается, что рабочей группой рассматриваются вопросы по поиску инвестора для завершения строительства, и данная работа требует времени, поскольку на все квартиры заключены договоры долевого участия в строительстве жилья, дольщики выполнили обязательства перед ФИО5.

При изложенных обстоятельствах суд применяет положения части 4 статьи 258 Гражданского кодекса Российской Федерации и отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Стретович В.В. об оспаривании бездействия Правительства <адрес> и Департамента архитектуры и строительной политики <адрес> и возложении обязанности по решению вопроса о возобновлении строительства жилого многоквартирного <адрес> отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в <адрес> областной суд в течение десяти дней через <адрес> районный суд <адрес>.

С у д ь я О.В. Соколова