об оспаривании решения органа государственной власти



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Соколовой О.В.,

при секретаре Следине М.Ю.,

с участием:

заявителя Чариковой Н.П.,

заинтересованного лица ДТиСР <адрес>

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Чариковой Н.П. об оспаривании решения Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в сводный список,

у с т а н о ви л:

Чарикова Н.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в сводный список, мотивируя свои требования следующим.

Заявительница является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, инвалидом 2 группы, проживает по договору найма в <адрес>, принадлежащей внучке – Коробкиной Е.Н. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, собственником которого является Чарикова Н.П., решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан не пригодным для проживания. Постановлением руководителя управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Чарикова Н.П. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья по договору социального найма. При обращении заявительницы в Департамент труда и социального развития <адрес> с целью узнать о перспективах получения жилья и номере очереди в сводном списке на внеочередное получение жилья, однако в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ, Чариковой Н.П. было разъяснено, что нормативных правовых актов, предусматривающих порядок обеспечения бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей жильем за счет средств федерального бюджета, не принято, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для обеспечения жильем заявительницы. Не согласившись с данным решением, Чарикова Н.П. обратилась в суд с настоящим заявлением, и просила признать решение Департамента труда и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении Чариковой Н.П. в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и обязать Департамент труда и социального развития <адрес> включить заявительницу в сводный список граждан, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, и обеспечить жильем в соответствии с Федеральным законом и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Заявительница Чарикова Н.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель заявительницы по доверенности Коробкина Е.Н. в судебное заседание явилась, поддержала требования Чариковой Н.П., просила удовлетворить их.

Представитель заинтересованного лица – Департамента труда и социального развития <адрес> по доверенности Николиева Л.Я. в судебное заседание явилась, с заявлением Чариковой Н.П. не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проживающим на территории Российской Федерации, предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.

Пунктом 5 разъяснений "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 20, было предусмотрено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 423-О "По запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" разъяснено, что пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих с принятием названного Федерального закона отменено не было, что является подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот для инвалидов Великой Отечественной войны и проживающих совместно с ними членов их семей.

Следовательно, на период принятия Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 действовало Постановление Совмина СССР от 23.02.1981 N 209 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих". При этом данным "Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" устанавливался объем льгот инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно данному Положению были предусмотрены следующие льготы: раздел 1 «льготы по медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению и выплате пособий»; раздел 2 «льготы по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда»; раздел 3 «жилищно-бытовые льготы»; раздел 4 «льготы по трудовому устройству»; раздел 5 «другие льготы».

При буквальном толковании действующего законодательства на период издания Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 в сравнении с Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих следует, что объем льгот по материально-бытовому обеспечению неравнозначен установленному для инвалидов Великой Отечественной войны жилищно-бытовым льготам. При этом объем льгот для инвалидов Великой Отечественной войны шире, поскольку предусматривает жилищные льготы согласно пункту 15 Положения, тогда как материально-бытовые льготы, предусмотрены пунктами 17-20 настоящего Положения.

Примененное судом толкование относительно объема льгот основывается на том, что Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 последние не были определены, но бланкетно отнесены к законодательству о льготах об инвалидах Великой Отечественной войны, и на момент опубликования Указа Президента Российской Федерации действовало Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих. Назначение жилищно-бытовых льгот по своему содержанию и смысловой нагрузки шире в сравнении с материально-бытовыми льготами.

Вывод суда также подтверждается и действующим законодательством: пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..», которым сохраняется объем льгот бывшим несовершеннолетним узникам.

Кроме того, правовых оснований для расширительного толкования объема льгот бывших несовершеннолетних узников, признанных инвалидом вследствие общего заболевания, не имеется и согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

При этом из преамбулы и пункта 1 данного Указа в сравнении со статьей 1 ФЗ «О ветеранах» достаточно очевидно явствует, что из всей категории ветеранов Президент Российской Федерации в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявления Чариковой Н.П. не имеется, поскольку ее права не нарушены решением заинтересованного лица, произвольное толкование законодательство применительно к объему прав, в том числе, и по обеспечению жильем правового значения не имеет.

Таким образом, указанные категории граждан по обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не подлежат.

При этом ссылка заявительницы на Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в сфере жилищных отношений», которым внесены в Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ОЗ "О предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставленным на учет до ДД.ММ.ГГГГ» применительно к заявленным требованиям и основаниям оспаривания решения органа государственной власти правового значения не имеет, поскольку законодательный акт субъекта Российской Федерации не определяют круг лиц и объем льгот на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении заявления Чариковой Н.П. об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ и обязании Департамента труда и социального развития <адрес> включить Чарикову Н.П. в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в <адрес> областной суд в течение десяти дней через <адрес> районный суд <адрес>.

Судья О.В. Соколова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200