РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Антаевой Е.В., при секретаре Еременко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» об обязании проведения повторной медико-социальной экспертизы, взыскании денежной компенсации, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>», мотивируя свои требования тем, что решениями филиала № Главного бюро МСЭ по <адрес>, экспертного состава № Главного бюро МСЭ и экспертного бюро общего профиля № Федерального бюро МСЭ <адрес> ему было отказано в установлении группы инвалидности, так как, по мнению экспертной комиссии, оснований для установления группы инвалидности не имеется. По мнению ФИО1, он страдает рядом заболеваний, которые дают ему право на установление инвалидности. В уточненных требованиях просил суд об обязании проведения ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» повторной медико-социальной экспертизы в ином составе. А также, в случае установления ему группы инвалидности, просил взыскать с ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» денежную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2010 года в соответствии с минимальным размером оплаты труда. В судебное заседание ФИО1, отбывающий наказание в ФБУ ИК-2 УФСИН России по <адрес>, извещенный судом надлежащим образом, не явился. Обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. При этом поддержал уточненные требования. Представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО4 просила отказать в удовлетворении заявления. При этом пояснила, что ФИО1 впервые освидетельствовался в филиале № Главного бюро МСЭ по <адрес>, инвалидом не был признан. В порядке обжалования решения филиала № Главного бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в экспертном составе № Главного бюро медико-социальной экспертизы, оснований для установления группы инвалидности установлено не было и решение филиала № Главного бюро МСЭ было признано обоснованным. В порядке обжалования решения медико-социальной экспертизы по <адрес> заочно ФИО1 освидетельствовался с ДД.ММ.ГГГГ в экспертном бюро общего профиля № Федерального бюро МСЭ <адрес>. Решение учреждения МСЭ по <адрес> не было отменено. Кроме того пояснила, что в соответствии с постановлениями Правительства №№ 95, 906 ФИО1 вправе обратиться в свое лечебное учреждение для заполнения послужного списка и вновь обратиться с заявлением в учреждение МСЭ по <адрес> за освидетельствованием. При этом он вправе указать любое бюро, где он желает пройти освидетельствование. Также просила отказать во взыскании денежной компенсации, так как данные требования не основаны на Законе. Заслушав пояснения стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям /бездействиям/ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, ст.255 ГПК РФ относит коллегиальные и единоличные решения и действия /безбействие/, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и обязанностей. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены. На основании ст.1 Федерального закона №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты. Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право устанавливать гражданам инвалидность, возложено только на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. В связи с этим иные учреждения и лица не вправе решать вопросы, связанные с установлением гражданам инвалидности. В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона медико-социальная экспертиза осуществляется Федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством РФ. При этом согласно ст.32 указанного Федерального закона споры по вопросам установления инвалидности, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также касающихся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется Правительством РФ. На основании ст.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ. На основании п.5, 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями для признания гражданина инвалидом являются: - нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; - ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); - необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания лица инвалидом. Пунктами 20-29 указанных Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). МСЭ проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его МСЭ. Решение объявляется гражданину, проходившему МСЭ (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. По результатам МСЭ гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению МСЭ, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт МСЭ гражданина или приобщаются к нему. На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены критерии установления групп инвалидности. В соответствии с п.15 критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с п.п.9,10 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв.приказом Минздравсоцразвития РФ ДД.ММ.ГГГГ №н, критерием для определения второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению трудовой деятельности второй степени; третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, контролю своего поведения, обучению трудовой деятельности первой степени. Пунктом 6 указанного Приказа определены критерии ограничения основных категорий жизнедеятельности человека. В судебном заседании установлено, что ФИО1 впервые освидетельствовался в филиале № Главного бюро МСЭ по <адрес> по диагнозу: «Распространенный остеохондроз. Поясничный остеохондроз с легким болевым, легким миотоническим и легким ортопедическим синдромами, легким парезом левой стопы. Шейный остеохондроз, легкая цервикобрахиоалгия. Посттравматический деформирующий остеоортроз левого коленного сустава Ист. НФС 1-11 ст. Язвенная болезнь желудка стадия ремиссии; хронический гастродуоденит стадия ремиссия; хронический вирусный гепатит «С» минимальной активности», инвалидом не признан. В порядке обжалования решения филиала № Главного бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в экспертном составе № Главного бюро медико-социальной экспертизы, оснований для установления группы инвалидности установлено не было. В порядке обжалования решения медико-социальной экспертизы по <адрес> заочно ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ освидетельствовался в экспертном бюро общего профиля № Федерального бюро МСЭ <адрес>. По имеющимся медицинским данным оснований для признания ФИО1 инвалидом не установлено. Решение учреждения МСЭ по <адрес> отменено не было. Указанные обстоятельства подтверждены в суде копиями актов медицинского освидетельствования. Суд считает выводы медико-экспертных комиссий обоснованными, соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам данного дела, подтвержденными совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании. Выводы экспертов сделаны, в том числе, на основании представленной ФИО1 медицинской документации. Доводы истца о том, что у него имеется ограничения в жизнедеятельности, не подтверждены соответствующими доказательствами. Процедура, установленная пунктами 20-29 Правил признания лица инвалидом, утв.Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при вынесении решения об отказе в признании истца инвалидом соблюдена: диагноз установлен, подтвержден подписями специалистов, участвовавших в освидетельствовании, о принятом решении истец был проинформирован. По мнению суда, при вынесении решений права ФИО1 нарушены не были, освидетельствование проводилось в соответствие с действующим законодательством. Выводы в решениях сделаны компетентными органами бюро медико-социальной экспертизы филиала. По результатам экспертизы был составлен акт, который подписан руководителем главного бюро, специалистами, принимавшими решение, и заверен печатью. При вынесении решения была дана оценка всем представленным медицинским документам. Доводы заявителя о том, что при вынесении решения экспертной комиссией не были исследованы все медицинские документы, суд не принял во внимание, так как заключение выносится на основании всех представленных медицинских документов, с учетом комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных. И кроме того, в соответствии с пунктами 15,18 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и условиях признания лица инвалидом», гражданин вправе обратиться в организацию, оказывающую ему лечебно-профилактическую помощь, о направлении его на медико-социальную экспертизу. При этом проводятся вновь все необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. В случае если организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, гражданину отказано в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения, которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. А потому, по мнению суда, ФИО1 вправе обратиться повторно в организацию, оказывающую лечебно-профилактическую помощь, о направлении его на медико-социальную экспертизу, а в случае отказа обратиться непосредственно в бюро МСЭ. При этом, как пояснил в суде представитель ФГУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>», ФИО1 вправе выбрать экспертное бюро для проведения медико-социальной экспертизы. Исходя из изложенного и в соответствии с указанными выше положениями Закона, суд приходит к выводу о том, что ФГУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» не нарушены права заявителя, его доводы не нашли подтверждения в ходе судебного заседания. В силу требований ст.ст.1069, 1064 ГК РФ возмещению подлежит лишь вред, который причинен незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностными лицами этих органов при условии доказанности наличия вреда и причинной связи между незаконными действиями государственного органа и их должностных лиц и вредом. В статье 56 ГПК РФ сказано, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. В судебном заседании не установлено правовых обоснований в части возложения на ответчика выплаты денежной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2010 г. в соответствии с минимальным размером оплаты труда, доказательств тому в судебное заседание не представлено. И, кроме того, при установлении ФИО1 группы инвалидности, право назначения и выплаты пенсии по инвалидности предоставлено соответствующему Управлению Пенсионного фонда РФ. А потому суд, по основаниям, указанным выше, отказывает ФИО1 в удовлетворении требований в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать ФИО2 в удовлетворении иска к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» об обязании проведения повторной медико-социальной экспертизы, взыскании денежной компенсации. Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья: