решение по иску о предоставлении права на получение пенсии по случаю потери кормильца



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд. <адрес> в составе:

председательствующего судьи Великих А.А.,

с участием истца – ФИО1,

представителя истца – ФИО2,

представителя ответчика по доверенности- ФИО5,

при секретаре – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к военному комиссариату <адрес> о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере, понуждении в перерасчете пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> о признании права на получении пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с момента ее назначения, обязании ответчика произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом требований п. «г» ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и индексов потребительских цен с момента ее назначения. В обоснование своих требований указала, что является матерью старшего лейтенанта ФИО6., погибшего на территории Чеченской Республики ДД.ММ.ГГГГ. В связи с гибелью сына является получателем пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ она имеет право на пенсию в повышенном размере. Однако ответчик неверно толкует требования закона и выплачивает ей пенсию по случаю потери кормильца не полностью. В связи с чем, просит признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере в порядке, установленном для ветеранов боевых действий с момента её назначения, обязать ответчика произвести соответствующий перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом ее повышения и индексов потребительских цен по <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО4 заявленные требования уточнили в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, просили признать за ФИО1 право на получение пенсии по случаю потери кормильца в повышенном размере с ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом требований пункта «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ , а также с учетом индексов потребительских цен с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 иск не признала. При этом, не оспаривая фактических обстоятельств гибели ФИО6, указала, что статья 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ содержит исчерпывающий перечень категорий граждан, которым предусмотрено повышение пенсии и не допускает расширительного толкования. Согласно пункту «г» указанной статьи право на повышение пенсии имеют только сами ветераны боевых действий, а не члены их семей. Кроме того, в силу ст.ст. 22,23 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перерасчет размера пенсии производится по заявлению гражданина с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии. С заявлением о назначении повышения пенсии истица не обращалась, соответственно оснований для перерасчета пенсии не имеется. Также поддержала заявленное ранее ходатайство о прекращении производства по делу в порядке ст. 220 ГПК РФ в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 было отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, нетрудоспособные члены их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно пункту «а» ст. 29 указанного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют дети, братья, сестры и внуки умерших (погибших) не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства- до окончания обучения, но не далее чем до достижения ими 23-летнего возраста.

В силу статьи 30 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют также жены военнослужащих (сотрудников МВД), занятые уходом за детьми умерших до достижения ими 8-летнего возраста, женам умерших пенсия по случаю потери кормильца назначается по достижении ими 50-летнего возраста.

При этом пенсия им устанавливается в размере, предусмотренном настоящим Законом.

Истец ФИО1 является матерью погибшего ФИО6, что подтверждается копией свидетельства о рождении, предоставленной суду.

Также судом установлено и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что старший лейтенант ФИО6, погиб на территории Чеченской Республики при выполнении боевого задания ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется извещение от ДД.ММ.ГГГГ

Юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семей погибшего военнослужащего на повышение размера пенсии, является приобретение им соответствующего правового статуса.

Из материалов дела видно, что удостоверения или свидетельства о праве на льготы сам ФИО6 не имел, что свидетельствует о том, что статус «ветеран боевых действий» в установленном законом порядке ему не присваивался.

Однако вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ погибший ФИО6 признан ветераном боевых действий.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Также судом установлено, что в связи с гибелью ФИО6 на основании ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 выплачивается пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Порядок назначения пенсии по случаю потери кормильца, и ее размер определены статьями 36, 37, 43-49 названного закона.

В соответствии с пунктом «г» статьи 45 указанного Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

При этом нельзя согласиться с доводами ответчика о том, что члены семьи погибшего кормильца не имеют права на повышение пенсии в соответствии с положениями пункта "г" статьи 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку они не относятся к категориям лиц, которым предусмотрено увеличение пенсий в соответствии с указанной нормой закона.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий – пенсию по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих.

Размер же всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона, то есть от дохода, который получал сам кормилец.

Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие.

Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Из этого можно сделать вывод, что данная надбавка и исчисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение.

При этом суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что право на повышение пенсии в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона поставлено в зависимость от наличия статуса «участников боевых действий» у самих получателей пенсии, в том, числе, у получателей пенсии по случаю потери кормильца, а не от наличия этого статуса у самого кормильца. При этом суд исходит из того, что размер всех видов пенсий, в том числе, пенсии по случаю потери кормильца, зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, то есть от дохода, который получал сам кормилец, а не получатель пенсии по случаю утраты кормильца, соответственно ст. 45 Закона определяет право на повышение пенсий в зависимости от заслуг перед Родиной самих военнослужащих, а не получателей пенсии по случаю утраты кормильца.

Ходатайство ответчика о прекращении производства по делу в соответствии со ст. 220 ГПК РФ, поскольку решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было принято по другим основаниям.

Исходя из установленных обстоятельств, требования истца о проведении перерасчета пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения члену семьи ветерана боевых действий (отцу) по основаниям, предусмотренным пунктом «г» статьи 45 Закона, подлежат удовлетворению.

Учитывая, что погибший ФИО6 признан ветераном боевых действий решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которое является обстоятельством, влекущим изменения размера пенсии, соответственно право истца на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца на основании пункта «г» статьи 45 Закона возникло только в настоящее время.

А потому оснований для удовлетворения требований о взыскании недополученной пенсии за предшествующий период суд не усматривает.

Вместе с тем согласно ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Следовательно, право на перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца в сторону увеличения у матери погибшего ФИО6 возникает лишь с ДД.ММ.ГГГГ.

Также суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете пенсии с применением индекса потребительских цен в <адрес>, поскольку указанные требования не основаны на законе.

Статьей 25 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьей 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок индексации пенсий военнослужащим или членам их семей, который не предусматривает индексации пенсии в зависимости от роста уровня потребительских цен.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать Военный комиссариат <адрес> производить выплату пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в порядке и размерах с учетом пункта «г» ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ .

В остальной части ФИО1 в удовлетворении иска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Курский областной суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья: Великих А.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200