Дело № год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ходячих О.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставления вне очереди жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что Конституцией РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. Согласно ст. 50 указанного кодекса норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов. Решением Курского городского Собрания №-РС от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, в размере не менее 15 кв. м. общей площади жилого помещения на 1 человека. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. В прокуратуру города с заявлением о защите жилищных прав обратилась ФИО1 Проверкой, проведённой прокуратурой города по обращению ФИО1 установлено, что согласно свидетельству о рождении её родителями являются ФИО3 и ФИО4 В соответствии со свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в 2000 года среднюю школу № м. Стаханов, <адрес>, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ПУ № <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 являлась ребёнком, оставшимся без попечения родителей и имела право на обеспечение жилым помещением. Вместе с тем, жилым помещением она обеспечена не была. В настоящее время ФИО1 проживает с двумя детьми в комнате общежития по адресу: <адрес> 43, недвижимого имущества за ней не зарегистрировано. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Согласно данному Порядку функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Согласно ст. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>, в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес> уполномоченным на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определён Комитет социального обеспечения <адрес>. Таким образом, <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> обязаны предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной социальной нормы, приобретённое за счёт средств областного бюджета. Как следует из преамбулы и ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста. Вместе с тем, ст. 17 Конституции РФ гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Верховный Суд РФ в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ» разъяснил, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшего (поставленного) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставлять жилое помещение. Таким образом, ФИО1 своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. На основании изложенного просил обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение с общей площадью не менее 15 кв. м. на территории <адрес>, приобретённое за счёт средств областного бюджета. В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 и лицо, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1 заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение с общей площадью не менее 15 кв. м. на территории <адрес>, приобретённое за счёт средств областного бюджета. Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель третьего лица Управления по учету и распределению жилья <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщил. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лиц Управления по учету и распределению жилья <адрес>. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ; решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан ФИО3 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение по очной форме обучения в ОГОУ НПО ПУ № <адрес>. Как обучающаяся – сирота была зачислена в училище на государственное обеспечение. ДД.ММ.ГГГГ Жилищным департаментом <адрес> ФИО1 был выдан ордер на жилую площадь в общежитии №, которая состоит на квартирном учете в Управлении по учету и распределению жилья на льготной очереди с ДД.ММ.ГГГГ, на очереди сирот с ДД.ММ.ГГГГ, ордер выдан на право занятия жилой площади в общежитии по <адрес> 43, на состав семьи: она и сын. Согласно сообщению Управления по учету и распределению жилья <адрес> № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 – 1984 года рождения состоит на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её очередь среди данной категории граждан №. В соответствии с выпиской из Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных вопросах» удовлетворены просьбы граждан ФИО1, состоящей на очереди граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилья с включением в список многодетных семей с ДД.ММ.ГГГГ с семьей 6 человек (она, четыре сестры, один брат) о разделе очередности с сестрами и братом, о переводе ее на очередь граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья с включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом ее жилищной льготы в соответствии с п. 3 ст.8 ЗФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и о включении в состав семьи сына ФИО8 - 2004 года рождения, согласно личному заявлению. Считать ФИО1 на очереди граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья с включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ семьей два человека (она, сын 2004 года рождения), со времени достижения совершеннолетия и приобретения права на жилищную льготу. Регистрация по месту жительства: <адрес>, где проживают двенадцать человек. Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росреестра по <адрес> запрашиваемые сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости ФИО1 не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. Из сообщения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности ФИО1 на объекты капитального строительства, расположенные на территории <адрес> не зарегистрировано. С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после окончания профессионального училища, а также с учетом того, что она в настоящее время проживает в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за нею прав на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на которых необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставления вне очереди жилого помещения удовлетворить. Обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>