решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело – 2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре ФИО2, с участием:

прокурора – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3;

истца – ФИО1;

представителя ответчика <адрес> - ФИО4;

представителя ответчика Комитета социального обеспечения <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> и комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

установил:

прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к комитету строительства и архитектуры <адрес> и комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении последнему по договору социального найма жилого помещения.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением главы администрации Черницынского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 по месту своего жительства состоит на регистрационном учете детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в льготную очередь. Однако до настоящего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 жилое помещение не предоставлено.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика был привлечена администрация <адрес>. От требований к комитету строительства и архитектуры <адрес> прокурор отказался.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования. Просил обязать ответчиков предоставить ФИО1 на территории муниципального образования «Черницынский с/с» <адрес>, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные требования прокурора, заявленные в его интересах.

Представитель администрации <адрес> в удовлетворении уточных требований прокурора просила отказать как заявленных к ненадлежащему ответчику. Пояснил, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па таким органом является комитет социального обеспечения <адрес>.

Представитель комитета социального обеспечения <адрес> в судебном заседании, не оспаривая необходимость обеспечения ФИО1 жилым помещением и то обстоятельство, что комитет социального обеспечения является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории лиц, указал, что дополнительные гарантии детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями являются расходными обязательствами субъекта РФ, соответственно, надлежащим соответчиком является администрация <адрес>.

Представители администрации муниципального образования «Черницынский сельсовет» <адрес> и комитета по управлению имуществом <адрес>, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Стороны по делу не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из ст. 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (далее – Закон), законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ст. 4 Закона устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

В силу ст. 5 Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом администрацией <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

Согласно разъяснению, содержащемуся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из ч. 3 ст. 49 ЖК РФ следует, что отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. (мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 – записан в запись о рождении на основании заявления матери), с 1994 года по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в школе-интернате <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался Профессиональном училище <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профессиональном лицее <адрес> и находился на полном государственном обеспечении. В соответствии с постановлением главы администрации Черницынского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 по месту своего жительства состоит на регистрационном учете детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включен в льготную очередь. Однако до настоящего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 жилое помещение не предоставлено. Какого-либо иного жилого помещения на территории <адрес>, закрепленного за ним, ФИО1 не имеет.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела и сторонами не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что уточненные требования прокурора в интересах ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя администрации <адрес> о том, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными, поскольку, согласно вышеуказанному Закону, дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В связи с этим, возложение администрацией <адрес> обязанности по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью на комитет социального обеспечения <адрес> не освобождает администрацию <адрес> от выполнения обязательств, возложенных на нее Законом.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 193 - 199 ГПК РФ,

решил:

уточненные исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> и комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> и комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 на территории муниципального образования «Черницынский сельсовет» <адрес> благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, приобретенное за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд, через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.А. Гармашов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200