решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего – судьи Митюшкина В.В.,

при секретаре – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд к ответчику Администрации <адрес> с указанным иском. В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена в очередь детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 1996 года по 2002 год находилась на полном государственном обеспечении в ОГУЗ «Новопоселеновская специальная(коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» <адрес>. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено койко-место в комнате в <адрес> <адрес>. До настоящего времени жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истцу не предоставлено. В связи с этим просит обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение на территории города <адрес>ю не ниже установленной нормы.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 заменила ответчика надлежащим – <адрес>. В остальном заявленные требования оставила без изменения.

Представитель ответчика - <адрес> по доверенности ФИО4 в удовлетворении иска просила отказать. В обоснование возражений указала, что отсутствуют сведения о том, что истец имеет статус сироты, кроме того, <адрес> является ненадлежащим ответчиком. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …, в соответствии с которым функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па таким органом является Комитет социального обеспечения <адрес>.

В судебном заседании представитель привлеченного в качестве соответчика – Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО5, не оспаривая необходимость обеспечения истца жилым помещением и то обстоятельство, что Комитет социального обеспечения является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями, указала, что доказательств тому, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не представлено.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Комитета строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО6, будучи надлежаще уведомленной, не явилась. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Администрации <адрес> и Управления по учету и распределению жилья <адрес> по доверенности ФИО7 полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, т.к. истец не доказала свой статус сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сведений о том, что ее отец лишен родительских прав либо отказался от дочери, не представлено.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (отец ФИО8 проживает с 1997 года в <адрес>, заботы о дочери не проявлял, мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ), находилась на полном государственном обеспечении: в Клюквинской средней санаторной школе-интернате <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, в МОУ «Школа-интернат для детей-сирот и лишенных родительского попечения» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ОГУЗ «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Курском ПУ-интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в льготную очередь как сирота.

Согласно справке Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 не имеет на территории <адрес> закрепленного жилого помещения.

По месту учебы истец жилым помещением не обеспечивалась, в связи с чем на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено койко-место в комнате <адрес> <адрес>, где она проживает до настоящего времени. По данным УФРС по <адрес> и Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» жилья на праве собственности не имеет.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ после окончания образовательного учреждения, а также с учетом того, что она в настоящее время проживает в городе Курске, суд приходит к выводу о необходимости признания за ней права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в городе Курск, площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков и третьих лиц о том, что истцом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее отец жив и не был лишен родительских прав.

По смыслу действующего законодательства (ст. 1, п.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 121 СК РФ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся не только лица, родители которых умерли, были лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими и т.д., но и те лица, которые фактически остались без попечения родителей в результате их длительного отсутствия и уклонения от воспитания детей, что повлекло за собой полное государственное обеспечение таких детей.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения <адрес>, на которого необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в городе Курске жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Соответственно оснований для удовлетворения заявленных требований к ответчику – <адрес> не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в городе Курске жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

В удовлетворении заявленных требований к ответчику – <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полное и мотивированное решение стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200