решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ходячих О.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 5 указанной статьи ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. Согласно ст. 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждении всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьёй <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», определено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес> посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В прокуратуру <адрес> с заявлением о защите жилищных прав обратился ФИО1 Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей: мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец ФИО6, признанный отцом ребенка умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 до смерти матери, проживал с ней в д. Будище, Саморядовского сельсовета, <адрес> в жилом доме, который ей на праве собственности не принадлежал, нанимателем данного дома она также не являлась. Отец совместно с ними не проживал, место его проживания долгое время известно не было. Жилые помещения за ФИО1 закреплены не были. Согласно справке ГУСОНССО «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ФИО1 находился на полном государственном обеспечении в центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением ФИО2 сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 было определено попечительство, попечителем назначена ФИО7 В период с 2005 года по 2008 год ФИО1 обучался в ПУ <адрес>. В период обучения в училище, ФИО1 находился под опекой образовательного учреждения, на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. Постановлением ФИО3 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в как нуждающийся в жилом помещении. ФИО1 являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей и имел право на обеспечение жилым помещением по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ. В настоящее время ФИО1 фактически проживает в д. Ч. Олех, <адрес> в доме своей сестры ФИО7 Недвижимого имущества за ним не зарегистрировано, жилым помещением до настоящего времени он не обеспечен. Из преамбулы и ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что положения Закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. ФИО1 своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовался и до настоящего времени жильем не обеспечен. На основании изложенного просил обязать <адрес> предоставить лицу из числа детей-сирот ФИО1 вне очереди жилое помещение на территории Саморядовского сельсовета, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. Статьёй <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», определено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес> посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Согласно п. 24 Порядка, предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>. На основании изложенного, просил суд привлечь к участию в гражданском деле в качестве соответчика Комитет социального обеспечения <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что ФИО1 до смерти матери, проживал с ней в д. Будище, Саморядовского сельсовета, <адрес> в жилом доме, который ей на праве собственности не принадлежал, нанимателем данного дома она также не являлась. Жилые помещения за ФИО1 не закреплены. Постановлением ФИО3 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в как нуждающийся в жилом помещении. Постановлением ФИО2 сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 было определено попечительство, попечителем назначена ФИО7 Фактически с 2003 года ФИО1 проживает в доме ФИО7 по адресу: <адрес>, Воробжанский сельсовет с. Ч. Олёх, <адрес>. На основании изложенного, просил обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, 1988 года рождения, уроженцу д. Бяхово, <адрес>, фактически проживающему по адресу: <адрес>, с. Ч. Олёх, <адрес> жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на реализацию ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 и лицо, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1 уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, 1988 года рождения, уроженцу д. Бяхово, <адрес>, фактически проживающему по адресу: <адрес>, с. Ч. Олёх, <адрес> жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на реализацию ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО9 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО10 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица Администрации Саморядовского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщил. Ранее представил заявление, в котором указал, что Администрацией Саморядовского сельсовета, <адрес> ФИО1 поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1 в Администрацию Саморядовского сельсовета по вопросам приобретения жиля на территории Саморядовского сельсовета не обращался. По сведениям попечителя ФИО1 (его сестры ФИО7) в настоящее время ФИО1 проживает с ней по адресу <адрес> и состоит на очереди как нуждающийся в жилом помещении по <адрес>. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Администрации Саморядовского сельсовета <адрес>.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ), был помещен в интернатное учреждение: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ГУСОНССО «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» на полном государственном обеспечении; с ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой ФИО11 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Саморядовского сельсовета, <адрес> «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии Администрации Саморядовского сельсовета» утвержден протокол заседания жилищной комиссии Администрации Саморядовского сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколу жилищной комиссии Администрации Саморядовского сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет ФИО1 как нуждающийся в жилом помещении.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ КФ Большесолдатского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО1 недвижимое имущество на территории <адрес> не зарегистрировано.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Саморядовского сельсовета, <адрес> за ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> жилая площадь не была закреплена и в настоящее время на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> жилой площади у него не имеется. Также не имелось жилой площади на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> у его матери ФИО5 Отец ФИО6 на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> не проживает. Сведениями о его месте нахождения не располагают.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после окончания прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ, а также с учетом того, что он в настоящее время проживает в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним прав на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на которых необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200