Дело № год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ходячих О.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч. 5 указанной статьи ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. Согласно ст. 50 ЖК РФ, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждении всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьёй <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», определено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес> посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В прокуратуру <адрес> с заявлением о защите жилищных прав обратился ФИО1 Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей: мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец ФИО6, признанный отцом ребенка умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 до смерти матери, проживал с ней в д. Будище, Саморядовского сельсовета, <адрес> в жилом доме, который ей на праве собственности не принадлежал, нанимателем данного дома она также не являлась. Отец совместно с ними не проживал, место его проживания долгое время известно не было. Жилые помещения за ФИО1 закреплены не были. Согласно справке ГУСОНССО «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ФИО1 находился на полном государственном обеспечении в центре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением ФИО2 сельсовета, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 было определено попечительство, попечителем назначена ФИО7 В период с 2005 года по 2008 год ФИО1 обучался в ПУ № <адрес>. В период обучения в училище, ФИО1 находился под опекой образовательного учреждения, на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. Постановлением ФИО3 сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в как нуждающийся в жилом помещении. ФИО1 являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей и имел право на обеспечение жилым помещением по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ. В настоящее время ФИО1 фактически проживает в д. Ч. Олех, <адрес> в доме своей сестры ФИО7 Недвижимого имущества за ним не зарегистрировано, жилым помещением до настоящего времени он не обеспечен. Из преамбулы и ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что положения Закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Таким образом, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. ФИО1 своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовался и до настоящего времени жильем не обеспечен. На основании изложенного просил обязать <адрес> предоставить лицу из числа детей-сирот ФИО1 вне очереди жилое помещение на территории Саморядовского сельсовета, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. Статьёй <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», определено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес> посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Согласно п. 24 Порядка, предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>. На основании изложенного, просил суд привлечь к участию в гражданском деле в качестве соответчика Комитет социального обеспечения <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором указано, что ФИО1 до смерти матери, проживал с ней в д. Будище, Саморядовского сельсовета, <адрес> в жилом доме, который ей на праве собственности не принадлежал, нанимателем данного дома она также не являлась. Жилые помещения за ФИО1 не закреплены. Постановлением ФИО3 сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в как нуждающийся в жилом помещении. Постановлением ФИО2 сельсовета, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1 было определено попечительство, попечителем назначена ФИО7 Фактически с 2003 года ФИО1 проживает в доме ФИО7 по адресу: <адрес>, Воробжанский сельсовет с. Ч. Олёх, <адрес>. На основании изложенного, просил обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, 1988 года рождения, уроженцу д. Бяхово, <адрес>, фактически проживающему по адресу: <адрес>, с. Ч. Олёх, <адрес> жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на реализацию ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 и лицо, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1 уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, 1988 года рождения, уроженцу д. Бяхово, <адрес>, фактически проживающему по адресу: <адрес>, с. Ч. Олёх, <адрес> жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на реализацию ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО9 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО10 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель третьего лица Администрации Саморядовского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщил. Ранее представил заявление, в котором указал, что Администрацией Саморядовского сельсовета, <адрес> ФИО1 поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). ФИО1 в Администрацию Саморядовского сельсовета по вопросам приобретения жиля на территории Саморядовского сельсовета не обращался. По сведениям попечителя ФИО1 (его сестры ФИО7) в настоящее время ФИО1 проживает с ней по адресу <адрес> и состоит на очереди как нуждающийся в жилом помещении по <адрес>. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Администрации Саморядовского сельсовета <адрес>. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ), был помещен в интернатное учреждение: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в ГУСОНССО «Курский областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» на полном государственном обеспечении; с ДД.ММ.ГГГГ находился под опекой ФИО11 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Саморядовского сельсовета, <адрес> «Об утверждении протокола заседания жилищной комиссии Администрации Саморядовского сельсовета» утвержден протокол заседания жилищной комиссии Администрации Саморядовского сельсовета, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протоколу № жилищной комиссии Администрации Саморядовского сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет ФИО1 как нуждающийся в жилом помещении. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ КФ Большесолдатского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО1 недвижимое имущество на территории <адрес> не зарегистрировано. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Саморядовского сельсовета, <адрес> за ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> жилая площадь не была закреплена и в настоящее время на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> жилой площади у него не имеется. Также не имелось жилой площади на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> у его матери ФИО5 Отец ФИО6 на территории Саморядовского сельсовета, <адрес> не проживает. Сведениями о его месте нахождения не располагают. С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после окончания прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ, а также с учетом того, что он в настоящее время проживает в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним прав на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на которых необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>