Дело № год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи- Букреевой Е.В. При секретаре- ФИО2 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, У с т а н о в и л : <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам администрации <адрес>, комитету строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в соответствии с действующим законодательством. В последующем прокурор исковые требования уточнил, предъявив иск в интересах ФИО1 к комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с действующим законодательством. Свои требования мотивировал тем, что ФИО1, 1988 года рождения, его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Данные об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери. Постановлением главы администрации курского района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся воспитанником ОГОУ «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в Курском профессиональном училище № где находился на полном государственном обеспечении. Закрепленного жилого помещения на территории МО «Пашковский сельсовет» ФИО1 не имел и в настоящее время не имеет. Постановлением Главы МО «Пашковский сельсовет» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей и имел право на обеспечение жилым помещением после окончания профессионального училища. Вместе с тем, жилым помещением он обеспечен не был. На основании изложенного, просит обязать комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение на территории МО «Щетинский сельсовет» <адрес> по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. В судебном заседании пом. прокурора <адрес> ФИО3 и ФИО1 исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям, просили иск удовлетворить. Представитель комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. А также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Представители 3-х лиц - <адрес> по доверенности ФИО5 и комитета строительства и архитектуры <адрес> по доверенности Шеплякова СД. В судебном заседании пояснили, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. А также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Представитель 3-го лица Администрации МО «Пашковский сельсовет» <адрес> ФИО6 не возражал против удовлетворения исковых требований. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,предусмотрено, что дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № –ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как установлено в судебном заседании истец ФИО1, 1988 года рождения, его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Данные об отце в свидетельстве о рождении записаны со слов матери. Постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся воспитанником ОГОУ «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в Курском профессиональном училище № где находился на полном государственном обеспечении. Закрепленного жилого помещения на территории МО «Пашковский сельсовет» ФИО1 не имел и в настоящее время не имеет. Постановлением Главы МО «Пашковский сельсовет» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что в настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> <адрес>. С учетом того, что истец не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства МО «Щетинский сельсовет» <адрес> площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен комитет строительства и стройиндустрии <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные комитетом строительства и стройиндустрии <адрес> жилые помещения должны быть зарегистрированы в установленном порядке в управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> и включены в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность курской области жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. А также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на ответчика – комитет социального обеспечения <адрес> необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 на территории МО «Щетинский сельсовет» <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 на территории МО «Щетинский сельсовет» <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: подпись Е.В. Букреева