Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Великих А.А., с участием представителя истца по доверенности ФИО2, представителя соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> ФИО6, представителя соответчика Комитета строительства и архитектуры <адрес> ФИО7, представителя соответчика администрации <адрес> ФИО5, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету социального обеспечения <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Курский районный суд <адрес> лишил родительских прав ее мать ФИО4 Согласно справке МОУ «Школа – интернат № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № на момент определения в интернатное учреждение, жилой площади у несовершеннолетней не имелось. В настоящее время у нее жилого помещения также не имеется, она проживает в общежитии по адресу: <адрес> Б. Считает, что нарушение ее прав заключается в том, что на основании постановления Администрации Шемякинского сельсовета <адрес> ее приняли на регистрационный учет для получения жилья только ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на п. 3 ст. 40 Конституции РФ, ст. 51 ЖК РФ, ст. 57 ЖК РФ, на ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просила предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным техническим требованиям в соответствии с социальной нормой площади по договору социального найма из государственного жилищного фонда области. В ходе рассмотрения дела заявленные требования уточнила в части предоставления ей вне очереди благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным техническим требованиям в соответствии с социальной нормой площади по договору социального найма из государственного жилищного фонда области в Шемякинском с\с. В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 заявленные требования с учетом уточнения поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО5 в судебном заседании пояснила, что согласно постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящимся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан определен комитет социального обеспечения <адрес>. Кроме того, в 2010 году на реализацию мероприятий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями <адрес> «Об областном бюджете на 2010 года» были предусмотрены средства в объеме 61, 8 млн. рублей, в том числе 58, 6 млн. рублей на приобретение жилых помещений и 3 млн. рублей на предоставление социальных выплат. В связи с чем, выделение средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в 2011 году Комитету строительства и архитектуры <адрес> не предусмотрено. В связи с чем приобрести жилое помещение для ФИО1 не представляется возможным. Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель соответчика Комитета строительства и архитектуры <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании не возражал относительно удовлетворения иска, признавая право истца на получение благоустроенного жилого помещения. Однако пояснил, что выделение средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в 2011 году Комитету строительства и архитектуры <адрес> не предусмотрено, нуждающихся граждан в получении жилья около 800 человек. В связи с чем считает, что предоставление жилого помещения ФИО1 вне очереди нарушит права других граждан. Истец ФИО1, представитель соответчика Администрации Шемякинского сельсовета <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери ДД.ММ.ГГГГ, а отец в свидетельстве о рождении ФИО1 не значится), была помещена в интернатное учреждение, с 1994 года находилась в МОУ «Школа – интернат № для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полном государственном обеспечении. Согласно Постановления Администрации Шемякинского сельсовета <адрес> ФИО1 поставлена на регистрационный учет для получения жилья. В соответствии с уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений запрашиваемые сведения о правах отдельных лиц на имеющиеся у них объекты недвижимости в отношении ФИО1 не могут быть предоставлены, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. Согласно справки Администрации Шемякинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на территории Шемякинского сельсовета <адрес> в собственности жилья не имеет. Ссылку представителя Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО7 на имеющуюся в материалах дела справку № от ДД.ММ.ГГГГ Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» о наличии зарегистрированного за ФИО1 права совместной собственности на домовладение №, расположенное по адресу: <адрес>, Шемякинский сельсовет, д. Нижняя Заболоть, суд не может признать состоятельной, поскольку из представленных правоустанавливающих документов на данное домовладение единственным собственником указанного домовладения является ФИО8 <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения <адрес>, на которого необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 на территории Шемякинского сельсовета <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, на территории Шемякинского сельсовета <адрес>, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: Великих А.А.