Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО3, при секретаре ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Сеймского административного округа <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения УСТАНОВИЛ : Прокурор Сеймского административного округа <адрес>, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес>, Комитету строительства и стройиндустрии <адрес> о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал следующее. В прокуратуру САО <адрес> обратилась ФИО1 по вопросу нарушения ее жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот. Отец ФИО1 - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись № в книге регистрации актов о смерти <адрес>а <адрес>. ФИО5 решением народного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении 6 детей, в связи с чем ФИО1 решением Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № определена в дом ребенка, где находилась на полном государственном обеспечении. В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на обучении и воспитании на полном государственном обеспечении в областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениям в развитии» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на полном государственном обеспечении во время обучения в ГОУ НПО "Профессиональное училище №" <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ ей выдана справка №. В указанный период ФИО1 проживала на территории <адрес>. Таким образом, ФИО1, являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении в интернатных учреждениях, проживает на территории <адрес> с 1997 года до настоящего времени. При этом после окончания пребывания ФИО1 в образовательном учреждении ОГОУ НПО "Профессиональное училище № <адрес>" жилое помещение ей предоставлено не было. ФИО1 постоянно проживает на территории <адрес>. Таким образом, местом ее жительства является <адрес>. ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства в <адрес> в Управлении по учету и распределению жилья <адрес>, закрепленного жилого помещения не имеет. До настоящего времени ФИО1 жилье не получено, в связи с чем право на получение ею жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с требованиями законодательства жилья не реализовано. На основании изложенного прокурор САО <адрес> просил суд обязать, <адрес>, Комитет строительства и стройиндустрии и Комитет социального обеспечения <адрес> обеспечить вне очереди ФИО1 жилым помещением на территории города <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>. В дальнейшем истец заявленные требования уточнил, просил исключить из числа ответчиков, как ненадлежащего ответчика, Комитет строительства и архитектуры <адрес>, при этом обязать Администрацию курской области и Комитет социального обеспечения <адрес> вне очереди ФИО1 жилое помещение на территории города <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>. В судебном заседании прокурор ФИО6 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась. Представитель ответчика - <адрес> по доверенности ФИО7 в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения <адрес>. Представитель ответчика - Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО8 в судебном заседании не оспаривала право ФИО1 на предоставление жилого помещения за счет бюджета <адрес>. Представитель третьего лица – Управления по учету и распределению жилья <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Направил в адрес суда письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, оставив разрешение спора на усмотрение суда. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,предусмотрено, что дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ №159 -ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.З ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями не отнесено. В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. На основании п. 7 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Пунктом 8 Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>» жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, В приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также гражданам, относящимся к этой категории, имевшим, но не реализовавшим право на получение жилья. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>», обеспечение жилыми помещениями этих лиц осуществляется органами местного самоуправления, за счет средств, предоставляемых им на эти цели из областного бюджета. Пункт 24 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>» указывает, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, детей, находящимся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан определен Комитет социального обеспечения <адрес>. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>». Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет комитет социального обеспечения <адрес>, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>. В соответствии с п. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа решение о постановке на учет принимается администрацией муниципального образования по месту выявления или первичного устройства ребенка, далее по фактическому месту жительства ребенка с сохранением первоначальной даты постановки на учет. В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот. Отец ФИО1 - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись № в книге регистрации актов о смерти <адрес>а <адрес>. ФИО5 решением народного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении 6 детей, в связи с чем ФИО1 решением Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № определена в дом ребенка, где находилась на полном государственном обеспечении. В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на обучении и воспитании на полном государственном обеспечении в областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениям в развитии» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на полном государственном обеспечении во время обучения в ГОУ НПО "Профессиональное училище №" <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ ей выдана справка №. В указанный период ФИО1 проживала на территории <адрес>. Таким образом, ФИО1, являющаяся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении в интернатных учреждениях, проживает на территории <адрес> с 1997 года до настоящего времени. При этом после окончания пребывания ФИО1 в образовательном учреждении ОГОУ НПО "Профессиональное училище № <адрес>" жилое помещение ей предоставлено не было. ФИО1 постоянно проживает на территории <адрес>. Таким образом, местом ее жительства является <адрес>. ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по месту жительства в <адрес> в Управлении по учету и распределению жилья <адрес>, закрепленного жилого помещения не имеет. До настоящего времени ФИО1 жилье не получено, в связи с чем право на получение ею жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с требованиями законодательства жилья не реализовано. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными документами: копиями имеющихся в материалах дела перечисленных выше постановлений и решений. Согласно данным ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Курского филиала от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в собственности какой-либо жилой площади не имеет. При таком положении суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о праве ФИО1 на внеочередное обеспечение жилым помещением и, соответственно, о необходимости возложения на <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет бюджета курской области на территории муниципального образования «город Курск». На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 – 197 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Сеймского административного округа <адрес> удовлетворить. Обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств бюджета <адрес> на территории муниципального образования «город Курск ». Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме. Судья: Л.И. Шурова.