решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ходячих О.В.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к Комитету социального обеспечения <адрес>, Комитету строительства и индустрии <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка с<адрес> <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, проживающая: <адрес> состоит на учете в администрации МО «Ольшанский сельсовет» в качестве гражданина, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части. Как следует из ч. 1 ст. 28 ЖК РСФСР (редакция от ДД.ММ.ГГГГ), граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (ч. 1 ст. 31 ЖК РСФСР). Из требований ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР следовало, что вне очереди жилое помещение должно было предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Сходные положения закреплены в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Исходя из смысла ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Предусмотренные вышеуказанным ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. Как следует из ст. 1 указанного ФЗ, для целей настоящего ФЗ используется понятие - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статья 17 Конституции РФ гарантирует не отчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Верховный суд РФ в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ» разъяснил, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только при предоставлении жилого помещения. Поэтому, достижение лицом 23 летнего возраста, вставшего (поставленного) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставлять жилое помещение. Согласно свидетельству о заключении брака I-ЛЕ от ДД.ММ.ГГГГ, после регистрации брака гражданке ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения присвоена фамилия ФИО1 Согласно свидетельству о рождении серии I-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ родителями ФИО5 являлись ФИО7, ФИО8, причем сведения об отце согласно справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, сделаны со слов матери. Согласно свидетельству о смерти I-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, то есть до совершеннолетия ФИО1 Постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено попечительство над несовершеннолетней ФИО5 В соответствии с Постановлением ФИО3 ФИО17 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь детей-сирот, не имеющих жилья, ФИО1 поставлена на очередь по предоставлению жилья, как ребенок-сирота, не имеющий закрепленного жилого помещения. В соответствии с ч. 1 Постановления Администрации ФИО18 сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление ФИО3 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь детей-сирот, не имеющих жилья» ФИО1 поставлена на учет на приобретение жилья с момента приобретения ею статуса сироты, то есть с 1997 года. Решением Собрания депутатов Вышнеольшанского сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв. м. общей площади жилого помещения на 1 человека. Вместе с тем, ФИО1 не была обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ по настоящее время. Согласно справки Пристенского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», справки УФРС по <адрес> за ФИО1 не закреплено жилых помещений. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. В целях создания условий для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная целевая программа «Жилище» на 2009-2010 годы (вместе с «Подпрограммой «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес> утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеназванным Порядком Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления. Так, ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Среднеольшанский сельсовет» подавались вышеуказанные заявления о получении жилого помещения в 2008, 2009 и 2010 годах соответственно. Уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в п. 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка). Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 12 Порядка). Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009-2010 годы, оформляет заявку в Комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений. Жилые помещения приобретаются на первичном и вторичном рынках жилья, в том числе по договорам долевого участия в строительстве на территории тех муниципальных образований, в которых граждане, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенные в сводный список, проживают (п. 19 Порядка). Таким образом, ФИО1 обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес> сельсовета, <адрес>. В настоящее время ФИО1 с семьей (муж и двое малолетних детей) на основании договора найма изолированного жилого помещения в домовладении по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проживает в комнате жилой площадью 20 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>. ФИО1 не работает, семья является малообеспеченной. Исходя из положений п. п. 18-22 Порядка следует, что жилые помещения приобретаются на основании заявки, поданной Комитетом строительства и индустрии <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений. Приобретенные Комитетом строительства и индустрии <адрес> и зарегистрированные установленном порядке в УФРС по <адрес> жилые помещения подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Учитывая изложенное, обязанность по приобретению благоустроенного жилого помещения для детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится ФИО1, за счет денежных средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества <адрес> возложена на Комитет строительства и индустрии <адрес>. В соответствии с п. 24 Порядка, предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>, в соответствии с <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». Орган исполнительной власти <адрес> в ведении, которого находится областное государственное унитарное предприятие или областное государственное учреждение, имеющие хозяйственном ведении или оперативном управлении данные жилые помещения жилищного фонда <адрес> в случаях, указанных в ч. 4 ст. 2 вышеуказанного закона осуществляет орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» указанным уполномоченным органом определен Комитет социального обеспечения <адрес>. На основании изложенного просил обязать Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> приобрести ФИО1 жилое помещение на территории <адрес> в размере не менее 13 кв. м. общей площади на 1 человека за счет денежных средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества <адрес>. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и индустрии <адрес> для ФИО1 за счет денежных средств, выделяемых из бюджета <адрес> на реализацию ФЗ - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об изменении исковых требований, в котором указано, что в соответствии со ч. 1 ст. 39 ГПК РФ просили изменить исковые требования прокурора <адрес> на следующие: об обязании предоставления жилого помещения в не очереди площадью не менее 13 кв. м. общей площади жилого помещения на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об изменении исковых требований, в котором указано, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 149 ГПК РФ просили привлечь в качестве ответчика по данному гражданскому делу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило заявление об изменении исковых требований, в котором указано, что просят обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить за счет средств областного бюджета ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей: <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже 13 кв. м. на территории <адрес>.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО9 уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Просил обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить за счет средств областного бюджета ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей: <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не ниже 13 кв. м. на территории <адрес>.

Лицо, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщила. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1

Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО10 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО11 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представители третьих лиц Комитета строительства и стройиндустрии <адрес>, Комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщили. Ранее представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом <адрес> представил в судебное заседание отзыв на исковое заявление, в котором указал, что обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является расходным обязательством субъекта РФ - <адрес>. Согласно Постановлению <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ ОГУ «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при Комитете социального обеспечения <адрес>» является балансодержателем квартир предоставляемых по договору социального найма детям-сиротам. Комитет строительства и архитектуры <адрес> формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями на соответствующий год, который утверждается распоряжением <адрес>. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>. Просил рассмотреть дело без участия представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц Комитета строительства и стройиндустрии <адрес>, Комитета по управлению имуществом <адрес>.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного ФЗ порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что ФИО5 ФИО19 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (согласно справке о рождении ФИО5 сведения об отце ФИО8 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, согласно свидетельству о смерти серии I-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 (мать) умерла ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ находилась под опекой дяди ФИО12

Согласно свидетельству о заключении брака серии I-ЛЕ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака . После заключения брака присвоены фамилии: мужу – ФИО1, жене – ФИО1.

Постановлением ФИО3 сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на очередь детей сирот, не имеющих жилья» постановлено поставить ФИО1 на очередь по предоставлению жилья, так как она является сиротою и своего жилья не имеет.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Пристенского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО1 – 1987 года рождения недвижимое имущество на территории <адрес> до создания учреждения юстиции не зарегистрировано, что также усматривается из сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от ДД.ММ.ГГГГ УФРС по <адрес>.

В соответствии с договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО13 – наймодатель и ФИО1 – наниматель, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в частной собственности в частном доме, общей площадью 20 кв. м. по адресу: <адрес> для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газ в баллонах приобретение и доставка твердого топлива для печного отопления. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: муж – ФИО4, дочь – ФИО14, дочь – ФИО15

Согласно сообщению Администрации <адрес> сельсовета, <адрес> от 2008 года администрация просила исключить из списка лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья сироту ФИО1 состоящую на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Из сообщения Администрации <адрес> сельсовета, <адрес> от 2008 года следует, что администрация просила исключить из списка лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья сироту ФИО1 состоящую на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления муниципальной организации «Среднеольшанский сельсовет», <адрес>.

В соответствии со справкой Администрации <адрес> сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 - 1949 года рождения, действительно проживала по адресу: <адрес>. Собственного жилья ФИО7 не имела и проживала в частном доме совестно: с матерью ФИО12 и братом ФИО12 Справка дана на основании домовой книги № ДД.ММ.ГГГГ-1996 годы, запись по администрации Среднеольшанского сельсовета, <адрес>.

Согласно сообщению Пристенского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ до создания учреждения юстиции регистрация права собственности на недвижимое имущество на территории <адрес> за ФИО1 – 1987 года рождения не проводилась.

В силу сообщения Пристенского отдела Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации права на недвижимое имущество за ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения нет.

На основании сообщения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение при передаче несовершеннолетней под опеку не закреплялось.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ, а также с учетом того, что она в настоящее время проживает по месту регистрации в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за нею права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на последний необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200