решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего – судьи Митюшкина В.В.,

при секретаре – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа <адрес> в интересах ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах истца обратился в суд с иском к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес>, Комитету строительства и стройиндустрии <адрес> об обязании управления по учету и распределению жилья <адрес> поставить истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья на очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать обеспечить вне очереди ФИО1 жилым помещением на территории города <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств областного бюджета. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. После рождения он был оставлен матерью в родильном доме <адрес>. Впоследствии воспитывался и обучался в различных социальных учреждениях, находился на полном государственном обеспечении. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с выводом в очередь граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья составом семьи 1 человек. До настоящего времени жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истцу не предоставлено. То обстоятельство, что он достиг 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного права на предоставление жилья, которое им не было получено.

В судебном заседании помощник прокурора ЦО <адрес> ФИО3 исковые требования уменьшила, просила не рассматривать требования, заявленные к органу местного самоуправления, о признании права ФИО1 на постановку на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление вне очереди жилья на территории <адрес>. Также просила не рассматривать требования, заявленные к ответчику – Комитету строительства и стройиндустрии <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации <адрес>, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель ответчика – Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО4, не оспаривая необходимость обеспечения истца жилым помещением и то обстоятельство, что Комитет социального обеспечения является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями, не возражала против удовлетворения иска, в случае, если обеспечение истца жилым помещением будет производиться за счет средств областного бюджета.

В судебное заседание представители ответчика – Администрации <адрес> и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Управления по учету и распределению жилья <адрес>, будучи надлежаще уведомленными, не явились.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В связи с отказом матери ФИО5 на основании решения Исполнительного комитета Железногорского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ истец в возрасте 5 месяцев был помещен в дом малютки.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 воспитывался в ОГОУ «Теткинский детский дом», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в ОГОУ «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в Дмитриевской школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи и находился на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался и воспитывался в ГОУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей «Горнальская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии» <адрес>. Находился на полном государственном обеспечении как сирота. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ОГОУ НПО ПУ-<адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ГОУ для детей-сирот и детей оставшихся, без попечения родителей «Горнальская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии» <адрес> в качестве уборщика служебных помещений, проживал в общежитии школы.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с выводом в очередь граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья с семьей 1 человек, как проживающий в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> (койко-место). Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу как сироте предоставлена комната жилой площадью 8 кв.м. в <адрес>. Жильем не обеспечен.

С учетом того, что истец являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ после окончания обучения, а также с учетом того, что он в настоящее время проживает в городе Курск, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в городе Курске, площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом действующее законодательство не ограничивает право истца на обеспечение жилым помещением в связи с достижением им возраста, превышающего 23 года, поскольку социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения <адрес>, на который необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в городе Курске жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Соответственно оснований для удовлетворения заявленных требований к ответчику – <адрес> не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в городе Курске жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

В удовлетворении заявленных требований к ответчику – <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Полное и мотивированное решение стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200