Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего - судьи Митюшкина В.В., прокурора – ФИО2, при секретаре – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию «Город Курск» в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд к ответчикам муниципальному образованию «Город Курск» (далее МО «Город Курск») в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ЗАО «Зеленстрой» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья, в размере 300000 рублей. В ходе судебного разбирательства требования уточнила, просила взыскать указанную компенсацию только с МО «Город Курск». В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов она возвращалась из магазина «Европа», расположенного по №, домой. Между домами № и № по № на нее упало дерево. В результате этого она получила тяжелые повреждения, была доставлена в больницу для стационарного лечения. В соответствии с требованиями ФИО9 зеленые насаждения отнесены к объектам внешнего благоустройства. В соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативных правовых актов муниципального образования к вопросам местного значения относится организация благоустройства и озеленения. В соответствии с положением Комитет ЖКХ <адрес> обеспечивает реализацию полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по вопросам содержания и эксплуатации объектов внешнего благоустройства. В связи с неисполнением комитетом ЖКХ <адрес> своих обязанностей по содержанию объекта внешнего благоустройства - дерева, находящегося возле дома № по <адрес>, не принятию мер по своевременному сносу данного зеленого насаждения, произошло его падение и последующее травмирование истца, что причинило ей нравственные и физические страдания. Поскольку комитет ЖКХ <адрес> является главным распорядителем денежных средств по статьям «Благоустройство» и «Озеленение», именно данное учреждение должно представлять интересы МО «Город Курск» по вопросу возмещения морального вреда. В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. В судебное заседание представитель ответчика – Комитета ЖКХ <адрес> по доверенности ФИО5, будучи надлежаще уведомленной, не явилась. Представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика, а исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что доказательств тому, что упавшее дерево находится в собственности муниципального образования, было признано аварийным и подлежащим сносу, не представлено. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними на улицах перед строениями до проезжей части, во внутриквартальных насаждениях и садах возложена Правилами обеспечения надлежащего санитарного состояния городов и других населенных пунктов <адрес> на владельцев жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений. Земельный участок, на котором находилось упавшее дерево, передан для эксплуатации многоквартирного жилого <адрес>, а непосредственно соответствующая часть земельного участка находится на прилегающей территории к магазину «Домовенок» (нежилое помещение №), собственниками которого являются ФИО6 и А.Ф.. В связи с этим комитет ЖКХ <адрес> является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ЗАО «Зеленстрой» по доверенности ФИО7 оставил решение спора на усмотрение суда. В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, комитета экологической безопасности и природопользования <адрес> по доверенности ФИО8, будучи надлежаще уведомленным, не явился. Ранее указал, что в удовлетворении иска надлежит отказать. В обоснование возражений указал, что в соответствии со ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом с элементами озеленения и благоустройства, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ответственность за сохранность зеленых насаждений и надлежащий уход за ними на улицах перед строениями до проезжей части, во внутриквартальных насаждениях и садах возложена Правилами обеспечения надлежащего санитарного состояния городов и других населенных пунктов <адрес> на владельцев жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений. Таким образом, орган местного самоуправления является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску. Выслушав объяснения явившихся представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить частично, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Согласно п.1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. На основании пп. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В соответствии с п.1 ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. На основании п.2 и 3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов 10 минут на ФИО1, проходившую возле <адрес> <адрес> мимо магазина «Домовенок», в результате сильного порыва ветра упало стоящее возле тротуара дерево. В результате этого, ей был причинен вред здоровью в виде закрытого перелома обеих лодыжек, заднего края большой берцовой кости справа со смещением, разрыва дистального межберцового синдезмоза с подвывихом стопы в правом голеностопном суставе, неосложненного компрессионного перелома тела Л2 позвонка 1 стадии, перелома поперечных отростков Л1-Л4 позвонков слева, ушиба грудной клетки и затылочной области, ЗЧМТ, сотрясения спинного мозга, нейрогенного мочевого пузыря. Указанные обстоятельства также подтверждаются медицинской документацией, материалами проверки по факту причинения вреда здоровью ФИО1, проведенной ОМ-2 УВД по городу Курску, сопроводительным листом № от ДД.ММ.ГГГГ станции скорой помощи. Согласно п.1 раздела 2 ФИО9 51929-2002 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, под объектами жилищно-коммунального назначения понимают объекты внешнего благоустройства территории городов и населенных пунктов (зеленые насаждения, городские дороги и элементы их благоустройства, пешеходные и велосипедные дорожки, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение, объекты санитарной уборки и др.), а также обустроенные площадки, стоянки, участки, устройства и конструкции из различных материалов, размещенные на придомовой территории. В силу п. 25 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа. На основании п.2 ст. 1 Устава <адрес>, принятого решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №-З-РС, <адрес> наделен законом <адрес> статусом городского округа. В соответствии с п.18 ст. 47 Устава полномочия по организации благоустройства и озеленения территории <адрес> переданы Администрации <адрес>. Согласно пп. 2.2.4, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о комитете ЖКХ <адрес>, утвержденного решением Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №-РС, комитет организует содержание объектов внешнего благоустройства и озеленения территории <адрес> посредством заключения муниципальных контрактов (договоров) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств; подготавливает предложения Администрации <адрес>, организует и обеспечивает выполнение принятых решений по планам капитального ремонта, реконструкции, нового строительства либо прекращения эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства и внешнего благоустройства <адрес>; осуществляет плановый надзор за техническим состоянием объектов жилищно-коммунального назначения и внешнего благоустройства, их содержанием, эксплуатацией и ремонтом, подготовкой к сезонной эксплуатации, работой управляющих компаний по обслуживанию жилищного фонда и санитарным состоянием <адрес>. На основании пп. 4,5,9 Перечня мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на комитет экологической безопасности и природопользования <адрес> возложены обязанности по проведению работ, направленных на сохранение, озеленение, благоустройство и развитие зеленых зон города, лесопарковых зон и других особо ценных городских территорий; посадка зеленых насаждений на территории <адрес>; снос аварийных и больных деревьев на территории <адрес>. В соответствии с п. 27 решения Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №-РС «О бюджете <адрес> на 2010 год» и п. 23 решения Курского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ №-РС «О бюджете <адрес> на 2011 год» установлено, что главные распорядители бюджетных средств города по соответствующим кодам классификации расходов бюджета Российской Федерации выступают в судах от имени казны муниципального образования «Город Курск» и несут ответственность по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) подведомственных муниципальных учреждений и соответствующих должностных лиц. Главным распорядителем денежных средств по статьям «Благоустройство» и «Озеленение» является комитет ЖКХ <адрес>. Анализируя указанные нормативные документы, суд приходит к выводу о том, что на комитет ЖКХ <адрес> и комитет экологической безопасности и природопользования <адрес>, как структурные подразделения Администрации <адрес>, возложена обязанность по организации и содержанию объектов благоустройства и озеленения, в том числе и зеленых насаждений (деревьев) на территории <адрес>, а на комитет ЖКХ <адрес> - также обязанность выступать от имени интересов казны муниципального образования «Город Курск» по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием, как на главного распорядителя бюджетных средств по статьям «Благоустройство» и «Озеленение». Суд не может признать обоснованными доводы представителей ответчика и третьего лица – Комитета экологической безопасности и природопользования <адрес> о том, что МО «Город Курск» в лице Комитета ЖКХ <адрес> не является надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку обязанность по содержанию зеленых насаждений, в том числе и дерева, травмировавшего истца, возложена на владельцев земельного участка, на котором расположено указанное дерево. Действительно в силу ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом с элементами озеленения и благоустройства, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, а в соответствии с Примерными правилами благоустройства, озеленения, чистоты и порядка на территории <адрес>, утвержденными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, и с Правилами охраны и содержания зеленых насаждений, утвержденными постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственность за сохранность зеленых насаждений на придомовых территориях и надлежащий уход за ними возлагается на собственников соответствующего жилого фонда, владельцев зданий, строений и сооружений. Однако согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Как было указано ранее, законом (ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») организация благоустройства и озеленения территории городского округа отнесена к вопросам местного значения. В соответствии с п.3.1, 3.5, 5.1, 5.2 Правил…, утвержденных постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, зеленые насаждения - деревья, кустарники, расположенные на муниципальных землях, в соответствии с гражданским законодательством являются недвижимым имуществом и находятся в собственности муниципального образования <адрес>. Зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, переданных в собственность граждан и юридических лиц, принадлежат им на праве собственности. Владение, пользование и распоряжение указанными зелеными насаждениями осуществляются собственником с обязательным учетом требований по защите зеленых насаждений. Собственники, пользователи и арендаторы озелененных территорий принимают на себя обязательства по охране и содержанию зеленых насаждений. Закрепление зеленых насаждений за гражданами и юридическими лицами производится комитетом ЖКХ <адрес> и оформляется охранным свидетельством. При купле, продаже, дарении, передаче в пользование, аренду земельных участков, занятых зелеными насаждениями, и других формах земельного оборота, предусмотренных земельным законодательством, к новому собственнику, пользователю, арендатору переходят права и обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений. Документация, удостоверяющая земельный оборот озелененных территорий, подлежит согласованию с органом по защите зеленых насаждений. Охранное свидетельство на содержание зеленых насаждений, а в отдельных случаях договор на благоустройство и санитарное состояние территории, заключается до оформления (переоформления) правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый зелеными насаждениями. Все объекты (участки) зеленых насаждений подлежат паспортизации. Паспорта зеленых насаждений единой формы оформляются специализированным муниципальным унитарным предприятием. В паспорте объекта (участка) зеленых насаждений указываются: установочные сведения о зеленых насаждениях (название, местоположение, площадь, пользователь), краткое описание зеленых насаждений (породный состав, таксационные характеристики), характеристика экологического состояния зеленых насаждений, характеристика окружающей среды, обязательные меры по охране и содержанию зеленых насаждений, прилагается схема участка с подеревной съемкой. Копии паспортов хранятся собственниками, пользователями и арендаторами озелененных территорий, принявшими на себя обязательства по охране и содержанию зеленых насаждений, и в специализированном муниципальном унитарном предприятии. Таким образом, нормативно-правовым актом органа местного самоуправления предусмотрена обязательная процедура закрепления зеленых насаждений за гражданами и юридическими лицами, после проведения которой у лиц-владельцев земельных участков возникают соответствующие обязанности по содержанию зеленых насаждений. Однако соответствующего закрепления зеленых насаждений за владельцами соответствующего земельного участка Комитет ЖКХ <адрес> не проводил, охранного свидетельства не оформлял, паспортизацию и подеревную съемку передаваемых деревьев не проводил, их состояние не оценивал. Указанные обстоятельства ранее представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались. О том, что обязанность по содержанию зеленых насаждений на территории <адрес>, в том числе и дерева, расположенного близ <адрес> по проспекту Дружбы <адрес>, возложена на муниципальное образование, также свидетельствуют представленные ЗАО «Зеленстрой» муниципальные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми уход за зелеными насаждениями на территории округа осуществляет Комитет экологической безопасности и природопользования <адрес>, являющийся заказчиком муниципального контракта. В связи с чем отраслевые подразделения Администрации <адрес> ЖКХ <адрес> и Комитет экологической безопасности и природопользования <адрес> как собственники зеленых насаждений, не закрепленных за соответствующими землепользователями, несут бремя их содержания и ответственность за вред, причиненный в связи с ненадлежащим уходом за ними. Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По смыслу действующего законодательства (ст.ст. 401, 1064 ГК РФ) обязанность доказывать отсутствие вины возложена на ответчика. Доказательств тому, что вред здоровью ФИО1 причинен не по его вине, что им были приняты все зависящие меры для надлежащего содержания и ухода за зеленым насаждением (деревом), расположенным вблизи <адрес> по проспекту Дружбы <адрес>, ответчик не представил. То обстоятельство, дерево не было в установленном порядке признано аварийным, не освобождает ответчика от ответственности за причиненный ущерб. Соответственно, при установленных обстоятельствах причинения вреда здоровью, заявленные требования о компенсации морального вреда обоснованны. В соответствии с п.1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Согласно п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из тяжести причиненных истцу физических и нравственных страданий, в результате повреждения здоровья, длительность лечения. В результате повреждения здоровья истец испытала физическую боль, получила тяжелые травмы, в том числе жизненно важных органов, длительное время находилась на стационарном лечении, перенесла ряд операций, на длительное время потеряла трудоспособность, возможность нормально передвигаться, выполнять свои повседневные обязанности, проводить досуг. При этом суд учитывает также требования разумности и справедливости, и считает возможным удовлетворить требования частично, взыскав с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 85000 рублей. В соответствии с положениями ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (с учетом подготовки иска и участия в пяти судебных заседаниях) в размере 7000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Взыскать с муниципального образования «Город Курск» в лице Комитета ЖКХ <адрес> за счет средств казны муниципального образования «Город Курск» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 85000 рублей, а также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей, всего взыскать – 92000 (девяноста две тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме. Полное и мотивированное решение стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов. Судья