решение по иску об обязании предоставить вне очереди жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дюкаревой С.В.,

с участием представителя истца – ст. помощника прокурора ЖАО г. ФИО2,

заинтересованного лица ФИО1,

представителя ответчика Комитета социального обеспечения <адрес>ФИО3, действующей на основании доверенности .2-01/117 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика <адрес>ФИО9, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного административного округа <адрес>, заявленного в интересах ФИО1 к Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного административного округа <адрес> обратился в суд с иском, в интересах ФИО1, в котором просил обязать <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории <адрес>.

Свои требования истец мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Железнодорожного административного округа <адрес> по обращению ФИО1 установлено, что согласно сообщению Управления по учету и распределению жилья <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированный по адресу: <адрес>, ком. 6, состоит на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, недвижимого имущества за ним не зарегистрировано. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь в данном списке - .

Как указано в иске, согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО1 - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ

В настоящее время, ФИО1 нигде не работает официально. Приобрести жилое помещение за счет собственных денежных средств ФИО1 не имеет возможности. Кроме того, комната, в которой проживает ФИО1 требует периодически ремонта, на что ФИО1 приходится изыскивать денежные средства самостоятельно, что для него затруднительно.

ФИО1 находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в отдельном благоустроенном жилом помещении. Так как, ФИО1 является ребенком, оставшимся без попечения родителей, он имеет право на обеспечение жилым помещением.

Как указано истцом, ФИО1 своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовался, находится в трудной жизненной ситуации и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Просил обязать <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м. на территории <адрес>.

В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и в соответствии с последним уточнением, прокурор просил обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилое помещение на территории города <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании представитель истца действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ – ст. помощник прокурора ЖАО <адрес> ФИО7 поддержала уточненные исковые требования, просила об их удовлетворении в полном объёме.

Заинтересованное лицо ФИО1 поддержал иск прокурора по изложенным в нем основаниям, просил об удовлетворении уточненных исковых требований.

Представители ответчиков Комитета социального обеспечения <адрес> ФИО8 и <адрес> ФИО9 иск, с учетом его уточнения признали в полном объеме.

Представитель третьего лица – Управления по учету и распределению жилья, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № 150-ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК, РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из системного толкования ч.1 и ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лишь гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Судом установлено, что прокуратурой Железнодорожного административного округа <адрес> по обращению ФИО1 установлено, что согласно сообщению Управления по учету и распределению жилья <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, недвижимого имущества за ФИО1 не зарегистрировано.

Согласно сообщению Управления по учету и распределению жилья <адрес> №ж- от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередь ФИО1 в списке на предоставление жилья - .

Судом установлено и подтверждается свидетельством о смерти IX-МЮ от ДД.ММ.ГГГГ выданным Красногвардейским ЗАГС <адрес>, мать ФИО1 -ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о смерти I-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО13.Е. умер ДД.ММ.ГГГГ

Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ попечителем ФИО1 оставшегося без попечения родителей, по её заявлению назначена ФИО10, проживающая по адресу: <адрес>, где как установлено судом и был зарегистрирован ФИО1 с 1993 г. по октябрь 1998 г.

Согласно представленным материалам гражданского дела в настоящее время ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>

Согласно объяснению ФИО1 он проживает один в однокомнатной комнате общежития, общей занимаемой площадью 10,77 кв.м.

Так же установлено, что в настоящее время, ФИО1 нигде не работает официально. Приобрести жилое помещение за счет собственных денежных средств ФИО1 не имеет возможности. Кроме того, комната, в которой проживает ФИО1 требует периодически ремонта, на что ФИО1 приходится изыскивать денежные средства самостоятельно, что для него затруднительно.

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста.

Вместе с тем, статья 17 Конституции РФ гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище.

Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Верховный суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации» разъяснил, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только путем предоставления жилого помещения.

Таким образом, ФИО1 своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовался, находится в трудной жизненной ситуации и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Учитывая, что нарушаются права и законные интересы лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор Железнодорожного административного округа <адрес> обращается в суд с данным заявлением на основании п.1 ст. 45 ГПК РФ в интересах гражданина, обратившегося к прокурору о защите нарушенных прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Из требований части 2 ст. 37 ЖК РСФСР следовало, что вне очереди жилое помещение должно было предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации" или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из смысла ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении

социального обслуживания, а также в учреждениях-«всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время ФИО1 не обеспечен жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес> (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 282.

Вышеназванным Порядком Комитет строительства и архитектуры <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления.

Согласно нормам действующего законодательства, уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка).

Комитет строительства и архитектуры <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 12 Порядка).

Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и архитектуры <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений.

С учетом изложенного ФИО1 обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.

Доказательств того, что ФИО1 обеспечен жилым помещением, ответчиками суду не представлено.

При этом, суд считает, что с учетом постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об определении Комитета по социальному обеспечению <адрес> уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии заложенных в бюджете Комитета социального обеспечения <адрес> на 2011год денежных средств на указанные цели в размере 155620000 рублей, оснований считать <адрес> ненадлежащим ответчиком по данному иску не имеется.

При таких обстоятельствах, иск прокурора, с учетом его уточнения подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора Железнодорожного административного округа <адрес> заявленные в интересах ФИО1, удовлетворить частично.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение на территории города <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме, через Ленинский районный суд <адрес>

Судья С.В. Дюкарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200