решение по иску об обязании приобрести за счет средств бюджета жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дюкаревой С.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора ЦАО <адрес> ФИО7,

представителя ответчика Комитета социального обеспечения <адрес>ФИО5, действующей на основании доверенности .2-01/117 от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица ФИО1,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора <адрес>, заявленного в интересах ФИО1 к Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании приобрести за счет средств бюджета <адрес> жилое помещение, обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Железногоорский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1, в котором просил обязать Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> зарегистрированную по адресу: <адрес>, в сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения в 2011 году с последующим оформлением заявки в Комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилого помещения в <адрес>.

Обязать Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> приобрести ФИО1 жилое помещение в <адрес>, с последующей передачей данного помещения МО «г. Железногорск» для оформления в муниципальную собственность.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, приобретенное Комитетом строительства и стройиндустрии <адрес> для ФИО1

Свои требования истец мотивировал тем, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, и состоит на учете в Администрации МО «г. Железногорск» <адрес> в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ

Проведенной проверкой установлено, что ФИО1 является сиротой. Решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на государственное обеспечение» ФИО1 на основании заявления матери ФИО3, была определена в дошкольное детское учреждение на государственное обеспечение.

Как указано в иске, мать ФИО1 - ФИО3 согласно свидетельству о смерти П-ЖГ , ДД.ММ.ГГГГ умерла и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на воспитании в Теткинском детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась, воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в Теткинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате III - IV вида.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в Железногорском профессиональном лицее .

На основании постановления главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Как указано истцом, ФИО1 не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации по настоящее время.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МО «Город Железногорск» подавались заявления о получении жилого помещения по договору социального найма в 2009, 2011 годах соответственно.

Уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка).

Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (п. 12 Порядка).

Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в Комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений.

Жилые помещения приобретаются на первичном и вторичном рынках жилья, в том числе по договорам долевого участия в строительстве на территории тех муниципальных образований, в которых граждане, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенные в сводный список, проживают.

Таким образом, ФИО1 обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес> в 2011 году.

В настоящее время ФИО1 зарегистрирована в общежитии ПЛ <адрес>, по адресу: <адрес>.

Так же в иске указано, что в Межрайонную прокуратуру поступило обращение ФИО1 о принятии мер прокурорского реагирования, направленных на защиту ее нарушенного права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку, она является инвалидом детства, денежных средств на оплату услуг адвоката не имеет, вследствие чего прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1

В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и в соответствии с последним уточнением, просил обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> зарегистрированной по адресу: <адрес>, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета на реализацию Федерального закона РФ №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании представитель истца действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ – помощник прокурора ФИО7 поддержала уточненное исковое заявление, просила о его удовлетворении в полном объёме.

Заинтересованное лицо ФИО1 поддержала уточненное исковое заявление, просила о его удовлетворении в полном объёме.

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> ФИО8 не признала первоначальных и уточненных исковых требований, считая их необоснованными, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика <адрес> и третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска Администрации <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, просили о рассмотрении дела в их отсутствии, при этом представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска Администрации <адрес>, представил в суд заявление, в котором просил об удовлетворении иска в полном объеме.

Согласно требованиям ч. ч. 4,5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав представителя истца, заинтересованное лицо, явившегося представителя ответчика, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, находящиеся под опекой ( попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № 150-ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК, РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из системного толкования ч.1 и ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лишь гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

В свидетельстве о рождении III-АП от ДД.ММ.ГГГГ выданном отделом ЗАГС Ялтинского горисполкома <адрес> матерью ФИО1 указана ФИО3, а отцом ФИО4.

Согласно свидетельству о смерти II- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, состоит на учете в администрации МО «Город Железногорск» <адрес> в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ

Статья 17 Конституции РФ гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе, право на жилище.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что ФИО1 является сиротой. Решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на государственное обеспечение» ФИО1 на основании заявления матери ФИО3, была определена в дошкольное детское учреждение на государственное обеспечение.

Так же установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на воспитании в Теткинском детском доме <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась, воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в Теткинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате III - IV вида.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась в Железногорском профессиональном лицее и на основании постановления главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из смысла ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении

социального обслуживания, а также в учреждениях-«всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время ФИО1 не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес> (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 282.

Вышеназванным Порядком Комитет строительства и архитектуры <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Администрацию МО «Город Железногорск» с заявлениями о получении жилого помещения по договору социального найма в 2009, 2011 годах соответственно.

Согласно нормам действующего законодательства, уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в Комитет строительства и архитектуры <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка).

Комитет строительства и архитектуры <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 12 Порядка).

Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и архитектуры <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в Комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений.

С учетом изложенного ФИО1 обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес> в 2011 году.

Согласно сообщения из УФСГРКК по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объектов недвижимости за ФИО1 не зарегистрировано.

Доказательств того, что ФИО1 обеспечена жилым помещением, ответчиком суду не представлено.

Таким образом, будучи ребенком, оставшимся без попечения родителей, ФИО1 по окончании учреждения профессионального образования <адрес> и, проживая в <адрес>, не была обеспечена жилым помещением, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ является основанием к принятию решения об удовлетворении заявленных требований.

При этом, суд считает, что с учетом постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об определении Комитета по социальному обеспечению <адрес> уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии заложенных в бюджете Комитета социального обеспечения <адрес> на 2011год денежных средств на указанные цели в размере 155620000 рублей, оснований считать <адрес> ненадлежащим ответчиком по данному иску не имеется.

При таких обстоятельствах, иск прокурора, с учетом его уточнения подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Железногорского межрайонного прокурора <адрес> заявленные в интересах ФИО1, удовлетворить частично.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение на территории <адрес>, по договору социального найма, площадью не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В удовлетворении исковых требований к <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд в течение 10 дней, с момента его вынесения в окончательной форме, через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья С.В. Дюкарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200