Дело № г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. ФИО11 в составе: председательствующего судьи Дюкаревой С.В., с участием представителя истца ФИО2 – Дегтярёва А.М., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Комитета строительства и архитектуры <адрес> - ФИО10, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету строительства и архитектуры <адрес>, ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» о признании незаконным отказа во включении в список ветеранов и ФИО3 войны-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включить в список, предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: ФИО5, действующий в интересах ФИО2, как её представитель обратился в Ленинский районный суд г. ФИО11 с иском к ответчикам Комитету строительства и архитектуры <адрес>, ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» о признании незаконным отказа во включении в список ветеранов и ФИО3 войны-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включить в список, предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения мотивируя тем, что ФИО2 является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, который в ноябре 1943 года пропал без вести. Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истица, как вдова погибшего участника Великой Отечественной войны, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении при Администрации <адрес>. Однако впоследствии письмом ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» от ДД.ММ.ГГГГ № в её включение в список ветеранов ВОВ, как вдовы погибшего участника ВОВ, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ей было отказано. В обосновании отказа ответчик в письме указал, что ФИО2 с августа 1989 года проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 47,2 кв. м. по адресу: <адрес>, которая была приватизирована ФИО2 и ее дочерью ФИО6 в 1993 году и которую ДД.ММ.ГГГГ они подарили ФИО7, а в июне 2004 года право собственности на указанную квартиру по договору мены перешло к внучке ФИО2 - ФИО8 и её мужу ФИО9 В настоящее время в квартире зарегистрированы три человека: ФИО2, ФИО8 и ФИО9 Как указано в иске, последовательность событий в письме ответчика изложена правильно, за исключением того, что ФИО2 в вышеуказанной квартире проживает не с августа 1989 года, а с августа 1986 года. Представитель истца считает, что ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» ошибочно исходит из того, что считает ФИО2 членом семьи внучки ФИО8, а следовательно не нуждающейся в улучшении жилищных условий. Квартира № расположенная в <адрес>, в которой истица проживает с ДД.ММ.ГГГГ по договору безвозмездного пользования, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО9 и ФИО8 по 1/2 доле каждому. ФИО8 является внучкой ФИО2, которая не вселялась в квартиру ФИО9 в качестве члена семьи, поскольку проживала в данном жилом помещении еще до вселения в него семьи ФИО9, которые вселились в данное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ За весь период совместного проживания с семьёй ФИО9, истица также не являлась членом их семьи и не вела с ними совместного хозяйства. Исходя из данных обстоятельств, Администрацией <адрес> ФИО2 и была поставлен на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ссылка ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» сделанная в обосновании отказа на пункт 5 договора мены квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говорится о том, что ФИО2 сохраняет право проживания в данной квартире – несостоятельна. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №№ № ограничения (обременения) прав на <адрес> расположенную в <адрес> не зарегистрированы. На сегодняшний день ФИО2 не имеет в собственности жилого помещения. Просил признать отказ ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» во включение ФИО2 в список ветеранов Великой Отечественной войны, как вдовы погибшего участника ВОВ, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения-незаконным. Обязать ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» включить ФИО2, в список ветеранов и ФИО3 ВОВ, членов семей погибших (умерших) ФИО3, участников ВОВ - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по <адрес>. Обязать Комитет строительства и архитектуры <адрес> предоставить ФИО2, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. В судебном заседании представитель ФИО2 – ФИО5 поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил об удовлетворении иска в полном объёме. Представитель ответчика Комитета строительства и архитектуры <адрес> _ ФИО10 не признала исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать. Указала, что ФИО2 была вселена в <адрес> в 1986 году и приобрела право собственности 1/2 долю квартиры в связи с приватизацией. В 2002 году при смене собственника спорного жилья истица продолжала проживать и пользоваться указанной квартирой бессрочно и безвозмездно. В 2004 г. также при смене собственников спорного жилья истица продолжала проживать и пользоваться данной квартирой бессрочно и безвозмездно. Таким образом, ФИО2 была вселена в <адрес> в 1986 году и приобрела право собственности ? долю квартиры в связи с приватизацией. В 2002 году при смене собственника спорного жилья истица продолжала проживать и пользоваться квартирой № бессрочно и безвозмездно. В 2004 г. также при смене собственников спорного жилья истица продолжала проживать и пользоваться квартирой № бессрочно и безвозмездно. Считала, что ФИО2 незаконно была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не имеет. Истица ФИО2 и представитель третьего лица Администрации <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явились, представили в суд заявления, в которых просили о рассмотрении дела в их отсутствие, так же представитель третьего лица Администрации <адрес> считал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направление им копий решения суда. Представитель ответчика ОГОУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан», так же надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав явившихся представителей истца и ответчика, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, допросив свидетелей, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривается, ФИО2, является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО1, который в ноябре 1943 года пропал без вести, что подтверждается справкой военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №. Факт государственной регистрации брака между ФИО13 и ФИО1, установлен решением Железногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что после смерти ФИО1 истица повторно в брак не вступала. Как следует из материалов дела, и нашло своё подтверждение при рассмотрении дела, Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, как вдова погибшего участника Великой Отечественной войны, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако впоследствии письмом ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» от ДД.ММ.ГГГГ № во включение в список ветеранов Великой Отечественной войны, как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения - ФИО2 было отказано. Как указано письме, ФИО2 с августа 1989 года проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 47,2 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, которая была приватизирована ФИО2 и ее дочерью ФИО6 в 1993 году, и которую они подарили ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 Так же судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанную квартиру по договору мены перешло от ФИО7 к внучке истицы ФИО8 и её мужу ФИО9 в равных долях по ? доле каждому, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке ООО «РКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время в указанной выше квартире общей площадью 47.2 кв.м., жилой 33 кв.м. зарегистрированы три человека: ФИО2, ФИО8 и ФИО9 В силу ст. 31 ч. 1 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания членом семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. В судебном заседании установлено, что ФИО8, является внучкой истицы ФИО2 и последняя не вселялась в квартиру семьи ФИО9 в качестве члена семьи, поскольку проживала в данном жилом помещении еще до вселения в него ФИО9, которые вселились в данное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей справкой. За весь период совместного проживания с Фалиными истица также не являлась членом их семьи и не вела с ними совместного хозяйства. Данные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО8 и ФИО9 Как указано в иске и нашло своё подтверждение при рассмотрении дела, исходя из изложенных обстоятельств, Администрацией <адрес> ФИО2 была поставлен на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №№ № ограничения (обременения) прав на <адрес> расположенную в <адрес> не зарегистрированы. Данное обстоятельство так же подтверждается также Выпиской УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРП. Из уведомления УФРС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и справки Железногорского отделения Курского филиала ФГУП Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином Государственном реестре прав - записи о регистрации прав на имя ФИО2 отсутствуют. Пунктом 1 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Таким образом, рассмотрение вопроса о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях входит в полномочия Администрации <адрес>. И таковые полномочия орган местного самоуправления реализовал, издав вышеупомянутое постановление главы Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утверждены Правила предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету <адрес> на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, ФИО3 и семей, имеющих детей-ФИО3, единовременной денежной выплаты ветеранам и ФИО3 войны, членам семей погибших (умерших) ФИО3, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения. Пункт 2 данного Постановления обязывает Комитет строительства и архитектуры <адрес> обеспечить: целевое использование выделенных из федерального бюджета средств на предоставление единовременной денежной выплаты ветеранам и ФИО3 войны, членам семей погибших (умерших) ФИО3, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения. Статьей 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 4-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) ФИО3 войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Согласно статьи 14 указанного Федерального закона РФ в качестве меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО3 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». В силу ст. 21 ч. 2 подпункт 3 вышеназванного закона независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются также супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ и ст. 1 ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» нуждающимися в жилом помещении признаются граждане,. ..проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно решению Железногорской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №-РД «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе <адрес>» утверждена учетная норма площади жилого помещения для целей принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 кв.метров общей площади жилья на 1 человека. Из содержания ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется. .. по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, ФИО3 войны. .. Согласно удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 имеет право на льготы установленные для жен погибших военнослужащих. Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, было постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ФИО3 и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии со ст. 15 п. 2 Федерального закона «О ветеранах», предусматривающей меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны участникам Великой Отечественной войны, ставшим ФИО3 вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки ФИО3 войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. В свою очередь, меры социальной поддержки ФИО3 войны установлены положениями ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в силу п. 4 которой ФИО3 войны предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО3 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО3 боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО3 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. ФИО3 боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. ФИО3 войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. При данных фактических обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, исходя из вышеприведенных правовых норм Федерального закона «О ветеранах» в их системном толковании, суд приходит к выводу о незаконности отказа ответчика ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» во включение ФИО2 в список ветеранов Великой Отечественной войны, как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и наличии законных оснований для удовлетворения требований истца о признании права на обеспечение жильем, включении в список ветеранов и ФИО3 войны-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предоставлении этой выплаты. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования ФИО2 к Комитету строительства и архитектуры <адрес>, ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильём отдельных категорий граждан» о признании незаконным отказа во включении в список ветеранов и ФИО3 войны-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включить в список, предоставлении выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, удовлетворить. Признать незаконным отказ ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» во включение ФИО2 в список ветеранов Великой Отечественной войны, как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Обязать ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» включить ФИО2, в список ветеранов и ФИО3 войны, членов семей погибших (умерших) ФИО3, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по <адрес>. Обязать Комитет строительства и архитектуры <адрес> предоставить ФИО2, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. ФИО11 в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Судья Ленинского районного суда г. ФИО11 С.В. Дюкарева