решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2023/16-2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ходячих О.В.,

при секретаре Халиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Бакланова к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Бакланова А.А. к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что Конституцией РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспечения жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью 2 ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотренные Законом меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами <адрес>. В прокуратуру района с заявлением о защите жилищных прав обратился Бакланов А.А. Проверкой, проведенной прокуратурой района по обращению Бакланова А.А. установлено, что согласно свидетельству о рождении Бакланова А.А. II –ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ его родителями являются: отец - ФИО4, мать ФИО5 Согласно справке о рождении формы , выданной отделом ЗАГСа <адрес>, сведения об отце ребёнка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребёнка. Решением Мантуровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении троих детей, в том числе и в отношении сына Бакланова Александра ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с чем, Бакланов А.А. был направлен в Горнальскую специальную (коррекционную) школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии <адрес>, где находился на полном государственном обеспечении и обучался до ДД.ММ.ГГГГ. Дальнейшее обучение Бакланов А.А. продолжил в ГОУ НПО ПУ <адрес>, где по окончании обучения ему было выдано свидетельство АВ , согласно которому Бакланову А.А. была присвоена квалификация по профессиям: маляр строительный 2 разряд, штукатур 2 разряд. Постановлением ФИО2 сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бакланов А.А. на основании его личного заявления был поставлен на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на очередь детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Бакланов А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, собственного жилья не имеет, что подтверждается справками из Мантуровского отдела Росреестра и Мантуровского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Фактически проживает без регистрации в <адрес>, имеет на иждивении дочь ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как следует из преамбулы и ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положение распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста. Вместе с тем, ст. 17 Конституции РФ гарантирует не отчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Верховный Суд РФ в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ» разъяснил, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшего (поставленного) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставлять жилое помещение. Таким образом, Бакланов А.А. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовался и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Распоряжением <адрес> -рп от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена концепция областной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2015 годы, согласно которой финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счёт средств областного бюджета и субсидий за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету на софинансирование расходных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Комитет социального обеспечения <адрес> определён уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании изложенного просил обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Бакланову А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории Репецкого сельсовета по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретённое за счёт средств областного бюджета.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО7 и лицо, в интересах которого подано исковое заявление Бакланов А.А. исковые требования уточнили в части предоставления Бакланову А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, мотивацию исковых требований поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Бакланову А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, курской области по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретённое за счёт средств областного бюджета.

Представитель ответчика <адрес> по доверенности ФИО8 в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности ФИО9 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица Администрации муниципального образования «Репецкий сельсовет» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя в почтовом уведомлении, возвращенном в адрес суда. О причинах не явки суду не сообщил. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Администрации муниципального образования «Репецкий сельсовет».

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного ФЗ порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Бакланов А.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (решением <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношен Ии детей: дочери ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно справке о рождении на Бакланова А.А. сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка), ребенок находился в Горнальской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии <адрес> и находился на полном государственном обеспечении. ДД.ММ.ГГГГ выбыл в ПТУ <адрес> для дальнейшего обучения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ НПО ПУ <адрес>.

Согласно Постановлению ФИО2 сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных вопросах» принят на учёт Бакланов А.А. - 1985 года рождения, один в качестве нуждающегося в жилом помещении, оставшийся без попечения родителей, имеющий право на внеочередное предоставления жилья с учетом его жилищных льгот. Бакланов А.А. - 1985 года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес> и поставлен на очередь от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справкой ФИО2 Репецкого сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ за Баклановым А.А. – 1985 года рождения жилое помещение не закреплялось в связи с отсутствием у родителей собственного жилья. Зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно сообщению Мантуровского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за Баклановым А.А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на недвижимое имущество (жилой дом, квартиру) не зарегистрировано

В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемая информация о правах Бакланова А.А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имеющиеся у него объекты недвижимости не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре прав запись о правах субъекта отсутствует.

В соответствии со справкой Администрации Репецкого сельсовета, <адрес> Бакланов А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, а фактически проживает в <адрес>.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после окончания ГОУ НПО ПУ <адрес>, а также с учетом того, что он в настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, х. Угол, <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на последний необходимо возложить обязанность предоставить Бакланову А.А. в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Бакланова к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Бакланову в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200