решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-710/16-2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ходячих О.В.,

при секретаре Халиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Текибаева к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Текибаев Р.Я. обратился в суд с иском к <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное представление жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как оставшийся без попечения родителей с 7 лет. Его очередь в списке была 36. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письмом к Главе <адрес> с просьбой сообщить под каким номером сейчас его очередь. К письму было приложено и заявление, что он по-прежнему нуждается в жилье. Ответ получил только ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что его очередь стала . Посчитал, что его не справедливо обидели: за 4 года его очередь не приблизилась, а наоборот удалилась на 10 номеров. Ему ведь уже 25 лет, пора обзаводиться семьей, воспитывать детей, а жить негде, скитается по квартирам. Никогда никакого жилья он не имел и не имеет. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилье, предоставляемым по договорам социального найма на территории области. Функции по представлению жилых помещений этой категории лиц осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти области, уполномоченные на предоставление жилых помещений детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определен Комитет социального обеспечения области. На основании изложенного, просил обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение в <адрес>, соответствующее установленным нормам, установленных в <адрес> за счет денежных средств, выделяемых из бюджета области.

В судебном заседании истец Текибаев Р.Я. и его представитель по заявлению Торубаров В.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Текибаеву Р.Я. благоустроенное жилое помещение в <адрес>, соответствующее установленным нормам, установленных в <адрес> за счет денежных средств, выделяемых из бюджета области.

Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя в расписке, находящейся в материалах гражданского дела. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика <адрес>.

Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщил. Ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно Постановлению Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Текибаев Р.Я. был включен в льготный, список граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании данного постановления Текибаев Р.Я. был включен в областную целевую программу «Жилище» на 2004-2010 годы и подпрограмму «Обеспечение жильём граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденную Курской Областной Думой -IV-ОД от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 5 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с требованиями Постановлений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Текибаев Р.Я. написал заявление о включении его в списки на получение социальной выплаты для приобретения жилья и одновременно не получение жилого помещения в <адрес>. Необходимые списки данной категории граждан Администрацией <адрес> были подготовлены и высланы в Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для включения их в сводный список области. Однако, Текибаев Р.Я. в сводный областной список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на получение социальной выплаты для приобретения жилья и в подобный список на получения жилья не был включен. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях. <адрес> постановлением -па от ДД.ММ.ГГГГ определила орган - Комитет социального обеспечения <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании вышеизложенного, Администрация <адрес> посчитала, что требования истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованы и подлежат удовлетворению. Просили рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Администрации <адрес>.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Текибаев Р.Я. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ согласно данным свидетельства о смерти серии III-ГС от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ согласно данным свидетельства о смерти серии III-ГС от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ5 года находился под опекой дяди ФИО7

Согласно Постановлению Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» рассмотрев материалы, свидетельствующие об отсутствии закрепленного жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и временно проживающих у опекунов Текибаева Р.Я. поставить на регистрационный учет как не имеющего жилья с момента установления над ними опеки.

Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» постановлено поставить на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях: Текибаева Р.Я.

Согласно уведомлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Текибаев Р.Я. Постановлением Главы Администрации МО «Город Железногорск» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, номер очереди – 36.

В соответствии выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ правообладателю Текибаеву Р.Я. принадлежат следующие объекты недвижимого имущества однокомнатная квартира на праве общей совместной собственности, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации .

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии АВ от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО11, Текибаевым Р.Я., ФИО14 на праве общей совместной собственности на однокомнатную квартиру площадью 32,3 кв. м.

В соответствии с договором на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Администрацией <адрес> и ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО11, Текибаевым Р.Я., ФИО14 в совместную собственность заключили настоящий договор о нижеследующем: Администрация города передает в собственность безвозмездно квартиру, состоящую из одной комнаты, общей площадью 32,2 кв. м. Участвуют в приватизации 10 человек.

На основании сообщения Железногорского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним до 1999 года за Текибаевым Р.Я. не зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество в <адрес> и <адрес> курской области.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ, а также с учетом того, что он в настоящее время проживает в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на которых необходимо возложить обязанность предоставить Текибаеву Р.Я. в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Текибаева к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Текибаеву в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200