Дело № 2-710/16-2011 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ходячих О.В., при секретаре Халиной М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Текибаева № к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Текибаев Р.Я. обратился в суд с иском к <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что Постановлением Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное представление жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как оставшийся без попечения родителей с 7 лет. Его очередь в списке была 36. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письмом к Главе <адрес> с просьбой сообщить под каким номером сейчас его очередь. К письму было приложено и заявление, что он по-прежнему нуждается в жилье. Ответ получил только ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что его очередь стала №. Посчитал, что его не справедливо обидели: за 4 года его очередь не приблизилась, а наоборот удалилась на 10 номеров. Ему ведь уже 25 лет, пора обзаводиться семьей, воспитывать детей, а жить негде, скитается по квартирам. Никогда никакого жилья он не имел и не имеет. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилье, предоставляемым по договорам социального найма на территории области. Функции по представлению жилых помещений этой категории лиц осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти области, уполномоченные на предоставление жилых помещений детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определен Комитет социального обеспечения области. На основании изложенного, просил обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ему благоустроенное жилое помещение в <адрес>, соответствующее установленным нормам, установленных в <адрес> за счет денежных средств, выделяемых из бюджета области. В судебном заседании истец Текибаев Р.Я. и его представитель по заявлению Торубаров В.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Текибаеву Р.Я. благоустроенное жилое помещение в <адрес>, соответствующее установленным нормам, установленных в <адрес> за счет денежных средств, выделяемых из бюджета области. Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя в расписке, находящейся в материалах гражданского дела. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика <адрес>. Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщил. Ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно Постановлению Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» Текибаев Р.Я. был включен в льготный, список граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении. На основании данного постановления Текибаев Р.Я. был включен в областную целевую программу «Жилище» на 2004-2010 годы и подпрограмму «Обеспечение жильём граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденную Курской Областной Думой №-IV-ОД от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 5 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с требованиями Постановлений <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ Текибаев Р.Я. написал заявление о включении его в списки на получение социальной выплаты для приобретения жилья и одновременно не получение жилого помещения в <адрес>. Необходимые списки данной категории граждан Администрацией <адрес> были подготовлены и высланы в Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для включения их в сводный список области. Однако, Текибаев Р.Я. в сводный областной список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на получение социальной выплаты для приобретения жилья и в подобный список на получения жилья не был включен. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях. <адрес> постановлением №-па от ДД.ММ.ГГГГ определила орган - Комитет социального обеспечения <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании вышеизложенного, Администрация <адрес> посчитала, что требования истца о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованы и подлежат удовлетворению. Просили рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица Администрации <адрес>. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлено, что Текибаев Р.Я. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ согласно данным свидетельства о смерти серии III-ГС № от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ согласно данным свидетельства о смерти серии III-ГС № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ5 года находился под опекой дяди ФИО7 Согласно Постановлению № Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» рассмотрев материалы, свидетельствующие об отсутствии закрепленного жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и временно проживающих у опекунов Текибаева Р.Я. поставить на регистрационный учет как не имеющего жилья с момента установления над ними опеки. Постановлением № Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» постановлено поставить на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях: Текибаева Р.Я. Согласно уведомлению Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Текибаев Р.Я. Постановлением Главы Администрации МО «Город Железногорск» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, номер очереди – 36. В соответствии выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ правообладателю Текибаеву Р.Я. принадлежат следующие объекты недвижимого имущества однокомнатная квартира на праве общей совместной собственности, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии АВ № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности за ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО11, Текибаевым Р.Я., ФИО14 на праве общей совместной собственности на однокомнатную квартиру площадью 32,3 кв. м. В соответствии с договором на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Администрацией <адрес> и ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО11, Текибаевым Р.Я., ФИО14 в совместную собственность заключили настоящий договор о нижеследующем: Администрация города передает в собственность безвозмездно квартиру, состоящую из одной комнаты, общей площадью 32,2 кв. м. Участвуют в приватизации 10 человек. На основании сообщения Железногорского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним до 1999 года за Текибаевым Р.Я. не зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество в <адрес> и <адрес> курской области. С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ, а также с учетом того, что он в настоящее время проживает в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на которых необходимо возложить обязанность предоставить Текибаеву Р.Я. в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Текибаева № к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Текибаеву № в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>