Дело № 2-2210/16-2011 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ходячих О.В., при секретаре Халиной М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит на учете в Администрации муниципального образования «Поселок Золотухино» <адрес> в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ. Статья 17 Конституции РФ гарантирует не отчуждаемость основных прав, свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище. Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего представления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи. ФИО1 является сиротой. Постановлением Главы поселка Золотухино № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над ФИО1 назначена его тетя ФИО3 Согласно свидетельству о смерти КР-ХП № мать ФИО1 - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельству о смерти №. В п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Исходя из смысла ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Предусмотренные вышеуказанным ФЗ дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в ФГОУ), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ФГОУ, являются расходными обязательствами РФ (ст. 5 ФЗ №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Вместе с тем, ФИО1 не обеспечен жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ по настоящее время. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Распоряжением <адрес> №-рп от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена концепция областной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2015 годы, согласно которой финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета и субсидий за счет средств федерального бюджета, предоставляемых областному бюджету на софинансирование расходных полномочий по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определен прогнозный объем средств на реализацию программных мероприятий. Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ утверждении областной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2015 годы» вышеуказанная программа была утверждена. В соответствии с данной программой, приобретение жилых помещений будет осуществляться на основе государственных контрактов. Таким образом, ФИО1 обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес>. В настоящее время ФИО1 проживает на территории <адрес>, по адресу: <адрес> преимущественное место проживания в настоящее время является территория <адрес>. На основании изложенного просил обязать Комитет социального обеспечения <адрес> обеспечить ФИО1 жилым помещением в <адрес> площадью не ниже установленной социальной нормы за счет средств областного бюджета. В судебном заседании помощник прокурора Центрального административного округа <адрес> Беликова Я.Б. и лицо, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать Комитет социального обеспечения <адрес> обеспечить ФИО1 жилым помещением в <адрес> площадью не ниже установленной социальной нормы за счет средств областного бюджета. Представитель ответчика <адрес> по доверенности Минакова О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного ФЗ порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлено, что ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сто усматривается из свидетельства о смерти КР-ХII № от ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ передан под опеку тете ФИО3 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ. В соответствии с Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет» поставлен на регистрационный учет ФИО1, как не имеющей жилья в <адрес>. Согласно Постановлению Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Постановление Главы поселка Золотухино № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет» внесены изменения в Постановление Главы поселка Золотухино № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет», часть 1 изложена в новой редакции: «1. Поставить на учет на внеочередное предоставление жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке Золотухинского отделения КФ ФГУП «Ростеинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ по данным архива Золотухинского отделения за ФИО1 не имеется зарегистрированного имущества. В соответствии с сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации № от ДД.ММ.ГГГГ УФРС по курской области запрашиваемая информация о правах отдельного лица на имеющееся у него объекты недвижимости ФИО1 не может быть предоставлена, поскольку в ЕГРП записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. В силу справки № от ДД.ММ.ГГГГ Золотухинского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ныне Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес>) зарегистрированного недвижимого имущества за ФИО1 не значится. С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после прохождения службы в рядах Вооруженных сил РФ, а также с учетом того, что он в настоящее время проживает в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на последний необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в <адрес>, курской области жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>