Дело №2- 953/12-2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи- Букреевой Е.В. При секретаре- Брежневой Д.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железногорского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Макерова № к администрации <адрес>, комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, У с т а н о в и л : Железногорский межрайонный прокурор <адрес> в интересах Макерова Н.П. обратился в суд с иском к ответчикам комитету строительства и архитектуры <адрес>, комитету социального обеспечения <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в соответствии с действующим законодательством. Свои требования мотивировал тем, что Макеров Н.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу <адрес>, состоит на учете в администрации МО «Город Железногорск» <адрес> в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ Макеров Н.П. остался без попечения родителей, поскольку решением Касторенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Макерова Н.П. – Макерова Н.Н., являвшаяся матерью –одиночкой, была лишена родительских прав. Согласно постановлению главы МО «Краснознаменный сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Макеров Н.П.- воспитанник Ивановского детского дома был поставлен на первичный регистрационный учет, поскольку не имел закрепленного жилого помещения по месту жительства. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Макеров Н.П. был передан в приемную семью. Решением Железногорского горсуда <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ установлен факт признания отцовства ФИО5, умершим ДД.ММ.ГГГГ в отношении Макерова Н.П. На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Макеров Н.П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепленного или собственного жилья Макеров Н.П. не имеет. В настоящее время Макеров Н.П. зарегистрирован по адресу <адрес>-а <адрес>. Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией <адрес> передано в бессрочное владение и пользование Макерову Н.П. комната № в коммунальной <адрес>, жилой площадью 10,8 кв.м, по адресу <адрес>, которое он обязуется освободить при предоставлении жилого помещения, а также при предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. До настоящего времени Макеров Н.П. жильем не обеспечен. На основании изложенного, просит обязать ответчиков предоставить Макерову Н.П. В последующем прокурор исковые требования уточнил, предъявив иск в интересах Макерову Н.П. к администрации <адрес> и комитету социального обеспечения <адрес>. Просил обязать ответчиков предоставить Макерову Н.П. жилое помещение на территории <адрес> по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. В судебном заседании пом. прокурора Беликова Я.Б. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила иск удовлетворить. Истец Макеров Н.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по месту регистрации. Представитель комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. А также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Представитель Администрации Курской <адрес> по доверенности Минакова О. В. в судебном заседании пояснила, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В связи с чем, считает, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,предусмотрено, что дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № –ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как установлено в судебном заседании Макеров Н.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу <адрес>, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Его мать- Макерова Н.Н. решением Касторенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Решением Железногорского горсуда <адрес> о ДД.ММ.ГГГГ установлен факт признания отцовства ФИО5, умершим ДД.ММ.ГГГГ в отношении Макерова Н.П. Согласно постановлению главы МО «Краснознаменный сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Макеров Н.П.- воспитанник Ивановского детского дома был поставлен на первичный регистрационный учет, поскольку не имел закрепленного жилого помещения по месту жительства. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Макеров Н.П. был передан в приемную семью На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Макеров Н.П. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, закрепленного или собственного жилья Макеров Н.П. не имеет. В настоящее время Макеров Н.П. зарегистрирован по адресу <адрес>. Согласно договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией <адрес> передано в бессрочное владение и пользование Макерову Н.П. комната № в коммунальной <адрес>, жилой площадью 10,8 кв.м, по адресу <адрес>, которое он обязуется освободить при предоставлении жилого помещения, а также при предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Согласно Справке № от ДД.ММ.ГГГГ Макеров Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ОГОУНПО ПУ №, являлся учащимся сиротой и находился на полном государственном обеспечении. С учетом того, что Макеров Н.П. не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости признания за ней права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства на территории <адрес> площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен комитет строительства и стройиндустрии <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные комитетом строительства и стройиндустрии <адрес> жилые помещения должны быть зарегистрированы в установленном порядке в управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> и включены в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность курской области жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. А также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на ответчика – комитет социального обеспечения <адрес> необходимо возложить обязанность предоставить Макерову Николаю Петровичу на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. В удовлетворении исковых требований к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения суд считает необходимым отказать Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Макерову № на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. В удовлетворении иска к администрации <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: Е.В. Букреева