Дело № 2-2430/16-2011 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ходячих О.В., при секретаре Халиной М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что Конституцией РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное законодательство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. Согласно ст. 50 указанного кодекса норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспечения жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов. Решением собрания депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма в размере 12 кв. м. общей площади жилого помещения на 1 человека. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Так, ст. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определенном <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же детям, находящимся под опекой (попечительством) и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. В прокуратуру <адрес> с заявлением о защите жилищных прав обратилась ФИО1 Проверкой, проведенной прокуратурой района по обращению ФИО1 установлено, что согласно свидетельству о рождении ее родителями являются: ФИО4 и ФИО5 Решением Тимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 - ФИО5 признана безвестно отсутствующей. По архиву отдела ЗАГС <адрес> сведения об отце в запись акта гражданского состояния о рождении на ФИО1 внесены со слов матери. В соответствии с Постановлением ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения передана на воспитание органа опеки и попечительства <адрес>. Постановлением ФИО2 Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1 являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, имела право на обеспечение жилым помещением. Вместе с тем, жилым помещением она обеспечена не была. В настоящее время ФИО1 проживает с несовершеннолетним ребенком в доме принадлежащем матери ее бывшего сожителя по адресу: <адрес>, недвижимого имущества за ней не зарегистрировано. Кроме того, решением Поныровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право пользования ФИО1 и ФИО6 жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Согласно данному Порядку функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Согласно ст. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>, в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ Комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> обязаны предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной социальной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Как следует из преамбулы и ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Соответственного, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа, вышеуказанного возраста. Вместе с тем, ст. 17 Конституции РФ гарантирует не отчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Верховный Суд РФ в «Обзоре законодательства судебной практики Верховного суда РФ» разъяснил, что социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только путем предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшего (поставленного) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставлять жилое помещение. Таким образом, ФИО1 своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. На основании изложенного просил обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Представитель истца прокурора <адрес> заместитель прокурора Денисова М.А. и лицо, в интересах которого подано исковое заявление ФИО1 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Просили обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Представитель ответчика <адрес> по доверенности Жиров Е.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований. Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного ФЗ порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлено, что ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (решением Тимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признана ФИО5 безвестно отсутствующей; согласно сообщению начальника отдела ЗАГС <адрес> по архиву отдела ЗАГС <адрес> есть на хранении запись акта гражданского состояния о рождении на ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, мать ФИО5, сведения об отце в запись акта гражданского состояния о рождении внесены со слов матери), согласно определению Тимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения иска и в интересах детей отобраны временно у ФИО5: ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО4 и переданы они на воспитание органу опеки и попечительства <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ОГОУ Ивановская школа-интернат на полном гособеспечении. Выбыла на учебу в ПУ № м. Свобода, <адрес>. В 2007 году ФИО1 закончила ОГОУ НПО ПУ № им. ФИО12 <адрес>. В соответствии с сообщением и. о. ФИО2 Зареченского сельсовета <адрес> ФИО1, 1987 года рождения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поставлена на регистрационный учёт по обеспечению её жильём, так как на балансе МО «Зареченский сельсовет» <адрес> нет муниципального жилья. За нею не закреплено жилое помещение, так как жилой (если таковым можно было его назвать) дом (избушка), в котором они проживали, ранее принадлежавший колхозу им. Крупской находился в аварийном состоянии (стены покосились, крыша протекала, нет электропроводки). В настоящее время этого жилого помещения нет. Согласно справке ФИО2 Администрации <адрес> ФИО1 действительно зарегистрирована и проживает на территории <адрес> имеет состав семьи: сын – ФИО6 – 2009 года рождения. В соответствии со справкой Администрации <адрес> ФИО5 до апреля 1994 года проживала в д. Канищево, Зареченской сельской администрации, <адрес> в однокомнатной старой хате, принадлежащей кооперативу «Заречье» <адрес>. Вместе с нею проживали ее несовершеннолетние дети: ФИО10, ФИО1, ФИО11, ФИО4 ФИО5 жилой площади на правах личной собственности на территории Зареченской сельской администрации <адрес> не имеет. Согласно решению Поныровского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право пользования ФИО1, ФИО6 жилым помещением, расположенным под № 74 по <адрес>, принадлежащим на праве собственности ФИО13 Сохранено до ДД.ММ.ГГГГ со дня принятия данного решения за ФИО1, ФИО6 право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности ФИО13, расположенного по адресу: <адрес>. В силу Постановлением ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на первичный регистрационный учет ФИО1, имеющую статус оставшейся без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилой площади» поставлена на первичный регистрационный учет, ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента признания ее нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения. Датой постановки на первичный регистрационный учет ФИО1 считать ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемые сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости ФИО1 не может быть предоставлена, поскольку в ЕГРП записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. На основании сообщения Поныровского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» недвижимого имущества, расположенного на территории <адрес> за ФИО1 по данным Поныровского отделения до ДД.ММ.ГГГГ не значится. В соответствии сообщением Тимского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО1 в <адрес> право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано. Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемые сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости ФИО1 не может быть предоставлена, поскольку в ЕГРП записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют. С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после снятия опеки, а также с учетом того, что она в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за нею права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту пребывания в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> №-па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на последний необходимо возложить обязанность предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО1 к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ФИО1 в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>