решение по иску о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Муромской С.В.

С участием старшего помощника прокурора <адрес> Лопатиной ,

Истца Баламутовой ,

Представителя третьего лица <адрес> Минаковой ,

При секретаре Щадных Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного административного округа <адрес> в интересах Баламутовой к Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного административного округа <адрес> в интересах Баламутовой Е.И. обратился в суд с иском к ответчикам <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в соответствии с действующим законодательством. Свои требования мотивировал тем, что Баламутова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.. Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истцу не предоставлено. В связи с этим просит обязать ответчиков предоставить вне очереди Баламутовой Е.И. жилое помещение на территории города <адрес>ю не ниже установленной нормы за счет средств бюджета <адрес>.

Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ из числа ответчиков исключена <адрес>, привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.

В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного административного округа <адрес> Лопатина Е.Г. исковые требования уточнила, просила обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Баламутовой Е.И. в <адрес> вне очереди жилое помещение на территории г. <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>, по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании Баламутова Е.И. уточненные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебное заседание не явилась, о дне слушании дела извещена надлежащим образом. Представила письменный отзыв, в котором не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па Комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Представитель третьего лица <адрес> по доверенности Минакова О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Баламутова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (согласно решению Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать-одиночка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ., была лишена родительских прав в отношении 4х несовершеннолетних детей, в том числе Баламутовой Е.И.). Постановлением главы администрации Железнодорожного административного округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Баламутова Е.И. была помещена в детское интернатное учреждение.

В 2006 году Баламутова Е.И. окончила МОУ СОШ <адрес>. С 2006 года по 2009 год проходила обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Курский государственный политехнический колледж» и находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время Баламутова Е.И. нигде не обучается и не работает.

Согласно выписке из постановления администрации <адрес> по учту и распределению жилья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Баламутова Е.И. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Согласно справки главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Баламутова Е.И. не имеет на территории <адрес> закрепленного жилого помещения. Согласно данным Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на недвижимое имущество за истцом не зарегистрировано.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ после окончания образовательного учреждения, а также с учетом того, что она в настоящее время проживает в городе Курске, суд приходит к выводу о необходимости признания за ней прав на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в городе Курск, площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на ответчика – Комитет социального обеспечения <адрес> необходимо возложить обязанность предоставить Баламутовой Е.И. жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Железнодорожного административного округа <адрес> в защиту интересов Баламутовой , удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Баламутовой в городе Курске жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200