решение по иску о признании права на единовременную денежную выплату



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Великих А.А.,

с участием представителя истца по доверенности Лактюхиной Л.М.,

представителя ответчиков по доверенности – Свинина Ю.П.,

при секретаре – Каменевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамзовой к ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры <адрес> о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Хамзова М.Е. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ во включении списки ветеранов Великой Отечественной войны как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения; понуждении в постановке на льготную очередь на получение жилого помещения в качестве нуждающейся.

В обоснование заявленного иска указала о том, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны. Ею были подготовлены документы и подано заявление для постановки на учет на льготную очередь на получение жилого помещения. Однако ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации <адрес> ответчиком было направлено письмо, в котором сообщалось, что она не включена в список ветеранов Великой Отечественной войны как вдова участника ВОВ, на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Основанием для отказа послужил факт ее проживания в двухкомнатной квартире общей площадью 45,5 кв. метров, находящейся в собственности внука - ФИО7. Всего в указанной квартире зарегистрированы три человека: истец, ее сестра - ФИО6 и внук- ФИО7. В собственности своего жилья истец не имеет; внук имеет свою семью, его супруга в настоящее время ждет ребенка, в связи с чем они вынуждены жить на съемной квартире. В связи с изложенными обстоятельствами полагает, что в соответствии со ст. ст. 15, 21, 22.3 Федерального закона «О ветеранах», Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» она вправе претендовать на меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

В ходе судебного разбирательства представителем истца по доверенности Лактюхиной Л.М. уточнены заявленные требования относительно предмета иска, к процессуальному соучастию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В редакции искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ Хамзова М.Е. просит признать не соответствующим п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07.05. 2008 года «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЬЕМ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 -1945 ГОДОВ» результат проверки ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» учетного дела Хамзовой М.Е.; обязать Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> предоставить Хамзовой М.Е. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения на территории <адрес>; взыскать с солидарном порядке с ответчиков в ее пользу судебные расходы, связанные с оказанием услуг представителя в размере 8000 руб..

В судебном заседании представитель истца по доверенности Лактюхина Л.М. заявленные требования с учетом уточнения поддержала, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчиков ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитета строительства и архитектуры <адрес> по доверенности Свинин Ю.П. иск не признал, полагая его незаконным и не обоснованным, просил в иске отказать. Свои возражения мотивировал тем, что при проверке копии учетного дела Хамзовой М.Е. и формировании спи­ска граждан указанной категории на получение социальной выплаты выявлены отдельные факты, которые не были учтены при принятии решения о постановке на учет Хамзовой М.Е. в качестве нуждающейся в жилом по­мещении, что привело к определенным нарушениям жилищного законода­тельства. Истица, являясь членом собственника жилого помещения ФИО7 (внука), проживает в двухкомнатной квартире общей жилой площа­дью 45,5 кв.м.. Всего в данной квартире зарегистрированы три человека: Хамзова М.Е., её сестра ФИО6, и внук ФИО7. Обеспеченность общей площадью жилья членов семьи собственника превышает размер учетной нормы. Согласно справке ООО «Расчет­но-кассовый центр» от ДД.ММ.ГГГГ истица является членом семьи внука. Поэтому, с учетом ст. ст. 50, 51 ЖК РФ полагает, что Хамзова М.Е. незаконно признана нуждающейся в улуч­шении жилищных условий и права на получение единовременной денеж­ной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не имеет.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как усматривается из материалов дела, Хамзова М.Е., инвалид второй группы по общему заболеванию, является вдовой участника Великой Отечественной войны - ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Собственного жилья на праве собственности не имеет; проживает с ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи собственника жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 45,5 кв.м., принадлежащем на праве собственности внуку – ФИО7.

ДД.ММ.ГГГГ представитель Хамзовой М.Е. по доверенности ФИО10 обратилась с заявлением от имени Хамзовой М.Е. о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Хамзова М.Е. принята на учет нуждающихся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ представитель Хамзовой М.Е. по доверенности ФИО10 обратилась в адрес председателя комитета строительства и стройиндустрии <адрес> с заявлением о предоставлении Хамзовой М.Е. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения на территории <адрес> как вдове участника Великой Отечественной войны, признанной ДД.ММ.ГГГГ нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Письмом ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» от ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> сообщено о том, что в ходе проверки, представленных в третьем квартале 2010 года Администрацией <адрес>, копий учетных дел и формировании списка участников, ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, вдов умерших участников Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты отмечены отдельные факты, которые не были учтены при принятии решения о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что привело к определенным нарушениям действующего законодательства. В частности, в отношении Хамзовой М.Е. отмечено о том, что последняя проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения, в котором на каждого из проживающих приходится общей площади жилого помещения свыше учетной нормы.

В связи с изложенными обстоятельствами главе <адрес> поручено приведение учетного дела в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления городского хозяйства администрации <адрес> Хамзова М.Е. уведомлена об отказе во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и мотивах принятого решения.

Хамзова М.Е. с решением ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» от ДД.ММ.ГГГГ не согласилась, в связи с чем обратилась в суд.

Анализируя вышеприведенные обстоятельства, представленные сторонами доказательства, суд считает законными и обоснованными выводы ответчиков об отсутствии оснований для признания ФИО11 лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и соответственно отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязательств по обеспечению ФИО12 жильем посредством предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Так, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» жилыми помещениями обеспечиваются участники Великой Отечественной войны, признанные в установленном порядке нуждающи­мися в улучшении жилищных условий.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых поме­щениях, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жи­лищных условий осуществляется органами местного самоуправления в со­ответствии с нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, а так­же <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О порядке веде­ния органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуж­дающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социаль­ного найма».

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приведенный перечень оснований является исчерпывающим.

Из доказательств, представленных сторонами при рассмотрении настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что Хамзова М.Е. в жилое помещение – <адрес> была вселена ДД.ММ.ГГГГ в качестве члена семьи собственника жилого помещения – внука ФИО7. Общая площадь жилого помещения составила 45,5 кв.м., количество проживающих (зарегистрированных) лиц в указанном жилом помещении 3: собственник ФИО7, Хамзова М.Е. (бабушка), ФИО6 (бабушка). Таким образом, на каждого из лиц, проживающих в указанном жилом помещении, приходится по 15,16 кв.м общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму жилого помещения 13 кв.м., установленную Решением Железногорской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 360-3-РД «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе <адрес>».

Факта приобретения права на проживание в указанном жилом помещении с момента фактического вселения в качестве члена семьи собственника жилого помещения в ходе судебного разбирательства не отрицала представитель истца по доверенности Лактюхина Л.М..

В соответствии со ст. 30 ч. 1 и 2 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

О том, что Хамзова М.Е. была вселена в жилое помещение собственником в качестве члена своей семьи свидетельствует отсутствие каких-либо соглашений, договоров, определяющих объем прав и обязанностей последней в отношении жилого помещения с момента вселения. Доказательств, свидетельствующих о вселении истца в указанное жилое помещение на иных правах, нежели чем на правах члена семьи собственника жилого помещения, стороной истца не представлено.

В то же время доводы представителя истца о том, что в последствии в связи с изменившимися обстоятельствами, вынужденностью по семейным обстоятельствам собственника жилого помещения проживать в другом жилом помещении, изменении правоотношений между Хамзовой М.Е. и собственником жилого помещения ФИО7 в связи с заключением договора коммерческого найма жилого помещения, не могут быть приняты судом во внимание в виду следующего.

Договоры найма, предоставленные со стороны истца, заключенные между Хамзовой М.Е. и ФИО7, а также между ФИО6 (сестрой истца) и ФИО7, не были предметом рассмотрения органом местного самоуправления, осуществляющим постановку на жилищный учет.

Также суд учитывает то обстоятельство, что фактически правоотношения по поводу использования Хамзовой М.Е. жилого помещения, принадлежащего ФИО7, не изменились.

Утверждения представителя истца о вынужденном выбытии по семейным обстоятельствам собственника жилого помещения в другое жилое помещение, в котором он проживает по договору коммерческого найма, правового значения при разрешении данного спора не имеют, поскольку родственные отношения между бабушкой (Хамзовой М.Е.) и внуком (ФИО7) в этой связи не прекратились, также как и не изменился объем прав и обязанностей Хамзовой М.Е. относительно жилого помещения - <адрес>.

Также установлено, что помимо того, что ФИО7 принадлежит на праве собственности жилое помещение, в котором проживает истец, он также является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - <адрес>. Однако указанное обстоятельство в нарушение ч. 2 ст. 51 ЖК РФ не было учтено при определении вопроса нуждаемости Хамзовой М.Е. в жилом помещении.

Кроме того, заключение договора найма жилого помещения Хамзовой М.Е. с ФИО7 и последующее ее обращение в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на жилищный учет, суд расценивает как злоупотребление правом. Указанные действия были направлены на реализацию права истца на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

С учетом изложенного суд считает, что ответчиком ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» обоснованно Хамзова М.Е. не была включена в список участников, ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, вдов умерших участников Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты.

Учитывая изложенное, суд находит исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, а потому принимает решение об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Хамзовой отказать в удовлетворении иска к ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры <адрес> о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Курский областной суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья: ___________ А.А. Великих

-32300: transport error - HTTP status code was not 200