Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Дюкаревой С.В., с участием истца Долженковой С.С., представителя ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> – Поповой Ю.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица <адрес> – Бирюковой Н.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Мазаловой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-931/14-2011 по иску Долженковой № к Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, УСТАНОВИЛ: ФИО3, действуя как представитель Долженковой С.С., обратился в суд с иском к <адрес> об обязании предоставить Долженковой С.С. жилое помещение вне очереди, как ребенку оставшемуся без попечения родителей, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ Долженкова С.С. находилась под опекой у гражданки ФИО8, т.к. её мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО5 решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении дочери. За Долженковой С.С. не числилось и не закреплялось жилье. При приобретении истцом статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ её должны были поставить на учет для предоставления жилого помещения вне очереди согласно ст. 57 ЖК РФ и п. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако администрация МО «Катыринский сельский совет» <адрес> не произвела её постановку на учет для предоставления жилья, что нарушило её права. Администрации МО «Катыринского сельского совета» <адрес> было рекомендовано устранить допущенные нарушения, в результате чего истица была поставлена на учет с даты возникновения у неё статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Письмом департамента по опеке и попечительстве, семейной и демографической политике <адрес> Долженковой С.С. было указано, что она поставлена в сводный список граждан из числа детей-сирот, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения в 2011 году. При этом департамент рекомендовал для ускорения решения вопроса обеспечения жильем обратиться в Октябрьский районный суд <адрес> с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ. Представитель истца считал, что внесение Долженковой С.С. в список на 2011 год не соответствует действующему законодательству, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает включение Долженковой С.С. в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с ЖК РФ право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Просил обязать <адрес> предоставить Долженковой С.С. жилое помещение вне очереди как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в соответствии с требованиями ст. 57 ЖКРФ. В процессе рассмотрения дела исковые требования неоднократно уточнялись, и в соответствии с ходатайством представителя истца, определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет социального обеспечения <адрес>. Также при рассмотрении дела Долженкова С.С. повторно уточнила исковые требования, исключив из числа ответчиков <адрес> и включив ее в исковое заявление в качестве третьего лица, а так же в соответствии с последним уточнением иска просила обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ей жилое помещение на территории <адрес>, площадью не менее установленных норм, за счет средств <адрес>. В судебном заседании истица Долженкова С.С. поддержала уточненные исковые требования по изложенным основаниям, просила об удовлетворении уточненного иска в полном объёме. Представитель ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> Попова Ю.С. признала исковые требования истицы, считала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска <адрес> – Бирюкова Н.А., не возражала против удовлетворения исковых требований Долженковой С.С. Представитель третьего лица <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 8 ФЗ№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № 150-ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК, РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из системного толкования ч.1 и ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лишь гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся. Согласно ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Долженкова С.С. находилась под опекой бабушки ФИО8, поскольку её мать ФИО4, умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО5 решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении дочери, что подтверждается постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которой было назначено денежное содержание на несовершеннолетнюю. Судом установлено, что опекун ФИО8 и несовершеннолетняя Долженкова С.С. были зарегистрированы и проживали, по адресу: <адрес>, с Лозовское. Так же судом установлено, и подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии по учету остро нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и распределению жилья от ДД.ММ.ГГГГ, что комиссией Катыринского с/с <адрес> принято решение рекомендовать главе Катыринской администрации поставить Долженкову С.С. на учет на внеочередное предоставление жилого помещения, как гражданку из числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющую закрепленного жилого помещения, на учет предоставления жилого помещения вне очереди по договору социального найма, проживающую по адресу: <адрес>. Согласно протоколу заседания комиссии по учету остро нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановки на жилищный учет от ДД.ММ.ГГГГ решено поставить Долженкову С.С., как гражданку из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющую закрепленного жилого помещения на учет предоставления жилого помещения вне очереди по договору социального найма. Согласно копии лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ выданной отделением № ОАО «ЕРКЦ <адрес>» в настоящее время Долженкова С.С. зарегистрирована и проживает в квартире двоюродного брата ФИО9 по адресу: <адрес>, данные обстоятельства подтверждаются копией паспорта истца Долженковой С.С. Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, а так же уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Долженковой С.С. недвижимого имущества не зарегистрировано. Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста. Вместе с тем, статья 17 Конституции РФ гарантирует не отчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Таким образом, Долженкова С.С. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась, находится в трудной жизненной ситуации и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Из требований части 2 ст. 37 ЖК РСФСР следовало, что вне очереди жилое помещение должно было предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Исходя из смысла ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях - всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ). В судебном заседании установлено, что в настоящее время Долженкова С.С. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес> (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Вышеназванным Порядком Комитет строительства и архитектуры <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления. Согласно нормам действующего законодательства, уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению № к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка). Комитет строительства и архитектуры <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению № к настоящему Порядку (п. 12 Порядка). Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и архитектуры <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений. Доказательств того, что Долженкова С.С. обеспечена жилым помещением, ответчиком суду не представлено. С учетом изложенного Долженкова С.С. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес>. При этом, суд считает, что с учетом постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об определении Комитета по социальному обеспечению <адрес> уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии заложенных в бюджете Комитета социального обеспечения <адрес> на 2011год денежных средств на указанные цели, а потому суд считает, что именно Комитет социального обеспечения <адрес> является уполномоченным органом на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. При таких обстоятельствах, иск Долженковой С.С., с учетом его уточнения, подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования, с учетом их уточнения, Долженковой №, удовлетворить. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Долженковой №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории <адрес>, площадью не менее установленных норм, за счет средств бюджета <адрес>. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Курский областной суд, через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Судья С.В. Дюкарева