решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2655/16-2011 год

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ходячих О.В.,

при секретаре Халиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Петровой к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Петровой Н.А. к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, мотивируя заявленные требования тем, что Конституцией РФ (ст. 40) закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством) при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная целевая программа «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011-2015 годы». Целью Программы является обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, перед которыми органы государственной власти имеют обязательства в соответствии с законодательством РФ. Задачами Программы являются приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, перед которыми органы государственной власти имеют обязательства в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и которые приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является Комитет социального обеспечения <адрес>. В ходе проверки установлено, что Петрова Н.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме бывшего попечителя ФИО6 Родители Петровой Н.А.: мать ФИО3 и отец ФИО4 решением <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав в отношении дочери Петровой Н.А., последняя передана на попечение органов опеки и попечительства. Решением исполнительного комитета Гридасовского сельского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетней Петровой Н.А. назначен ФИО5, который отстранен от попечительских обязанностей Постановлением Главы Администрации МО «Гридасовский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы Администрации МО «Гридасовский сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ попечителем над несовершеннолетней Петровой Н.А. назначена ФИО6 Постановлением Главы Гридасовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. поставлена на регистрационный учет и включена в льготную очередь для внеочередного предоставления жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведений Обоянского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за Петровой Н.А. недвижимого имущества на территории <адрес> не имеется. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования » <адрес> по очной форме обучения. Таким образом, Петрова Н.А., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением после окончания обучения в образовательном учреждении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. обратилась в прокуратуру района с заявлением о защите права на жилище как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного просил обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Петровой Н.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Представитель истца прокурора <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается подписью представителя в почтовом уведомлении, возвращенном в адрес суда. Представил в суд заявление, в котором просил в связи с занятостью по службе рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя прокуратуры района. Исковые требования в интересах Петровой Н.А. поддерживают в полном объеме. С учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя истца прокурора <адрес>.

Лицо, в интересах которого подано исковое заявление Петрова Н.А. в судебном заседание на удовлетворении требований заявления настаивала по изложенным в иске основаниям. Просила обязать <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Представитель ответчика <адрес> по доверенности Стрелкова О.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель соответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами РФ.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного ФЗ порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным ФЗ, указом президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Петрова Н.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей (решением <адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишены ФИО3 и ФИО4 родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Петрова Н.А., ФИО9, Петровой Н.А., переданы дети на попечение органов опеки и попечительства <адрес> отдела народного образования), с ДД.ММ.ГГГГ назначен опекун над несовершеннолетней ФИО5, с ДД.ММ.ГГГГ отстранен от попечительских обязанностей; с ДД.ММ.ГГГГ попечителем назначена ФИО6 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования » <адрес> по очной форме обучения.

В соответствии с Постановлением Главы Гридасовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Гридасовского сельсовета» поставлена на регистрационный учет Петрова Н.А., как нуждающаяся в жилом помещении и имеющая статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ, № очереди 1.

Согласно решению Обоянского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обязана Администрация Гридасовского сельского совета <адрес> включить Петрову Н.А. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения в льготную очередь для внеочередного предоставления жилья с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ запрашиваемые сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости Петровой Н.А. не может быть предоставлена, поскольку в ЕГРП записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Обоянского отделения КФ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» до создания Курского учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированного за Петровой Н.А. недвижимого имущества не имеется.

На основании Постановления Главы Гридасовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в льготную очередь для внеочередного предоставления жилья Петровой Н.А.» признано утратившим силу Постановление Главы Гридасовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Гридасовского сельсовета. Признана нуждающейся в приобретении жилого помещения и имеющей статус лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Петрова Н.А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Поставлена на регистрационный учет в льготную очередь для внеочередного предоставления жилья Петрова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со справкой Главы Гридасовского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Петрова Н.А. действительно на территории Гридасовского сельсовета жилья не имеет.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ № 159-ФЗ после окончания ГОУ НПО «Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования » <адрес>, а также с учетом того, что она в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за нею права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту пребывания в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в редакции Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным Комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения» при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п. 24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с Постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

В то же время, удовлетворяя требования к <адрес>, суд исходит из того, что данное обязательство является расходным обязательством органа исполнительной власти субъекта РФ, каковым и является <адрес>. То обстоятельство, что установленным Порядком <адрес> распределила конкретные функции по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями между Комитетом по управлению имуществом <адрес>, Комитетом строительства и архитектуры, Комитетом социального обеспечения <адрес>, не освобождает <адрес> от выполнения обязанности, возложенной на нее ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес>, на последний необходимо возложить обязанность предоставить Петровой Н.А. в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов Петровой к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Петровой в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200