Дело №2-2111/10-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего – судьи Митюшкина В.В., при секретаре – Тереховой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Сапрыкина № к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор в интересах истца обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что Сапрыкин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в администрации поселка <адрес> в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. До настоящего времени жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истцу не предоставлено. В связи с этим просит обязать ответчиков предоставить вне очереди Сапрыкину С.С. на территории муниципального образования «Поселок Кшенский» жилое помещение площадью не ниже установленной нормы за счет средств бюджета <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора ЦО <адрес> Свеженцева О.Л. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Истец, будучи надлежаще уведомленным, в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика - администрации <адрес> по доверенности Минакова О.В. в удовлетворении иска к администрации области просила отказать как заявленного к ненадлежащему ответчику. В то же время по существу заявленные требования полагала подлежащими удовлетворению. В судебное заседание представитель ответчика – Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. и представитель третьего лица – Комитета по управлению имуществом <адрес>, будучи надлежаще уведомленными, не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Судом установлено, что Сапрыкин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей (отец ФИО6 записан со слов матери, мать ФИО7 лишена родительских прав решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), находился под опекой бабушки ФИО8 на основании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в ОГОУ НПО ПУ- № <адрес> и находился на полном государственном обеспечении. В связи с тем, что многоквартирный <адрес>, в котором <адрес> закреплена за истцом постановлением главы поселка Кшенский от ДД.ММ.ГГГГ №, был признан аварийным и подлежащим сносу (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), решением Собрания депутатов поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Сапрыкин С.С. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил действительную военную службу в рядах ВС РФ. Согласно справке главы поселка Кшенский от ДД.ММ.ГГГГ истец не имеет на территории поселка закрепленного жилого помещения. Согласно данным Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на недвижимое имущество за истцом не зарегистрировано. С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имел право, но не был обеспечен жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ после прохождения военной службы, а также с учетом того, что он в настоящее время проживает в доме родителей супруги в <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости признания за ним права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту регистрации в п. <адрес>ю не ниже установленных социальных норм. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения <адрес>, на который необходимо возложить обязанность предоставить Сапрыкину С.С. жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Соответственно оснований для удовлетворения заявленных требований к ответчику – <адрес> не имеется. Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить частично. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Сапрыкину № в муниципальном образовании «Поселок Кшенский» <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. В удовлетворении заявленных требований к ответчику – <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Полное и мотивированное решение стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов. Судья