Дело № 2-1961/11-2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шуровой Л.И., при секретаре Дубовой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес>, действующего в интересах Евдокимовой №, к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставления вне очереди жилого помещения УСТАНОВИЛ : <адрес>, действующий в интересах Евдокимовой №, обратился в суд с иском к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес>. Просил предоставить Евдокимовой № вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес> не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета. В обоснование заявленных требований указал следующее. Мать Евдокимовой (Пискуновой) Елизаветы Владимировны – ФИО1, решением Курского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Согласно решению Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец Евдокимовой (Пискуновой) Е.В. – ФИО2, был признан безвестно отсутствующим. Согласно Постановления Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Евдокимова (Пискунова) Е.В., 1988 года рождения, была определена в детское интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Евдокимова (Пискунова) Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей ОГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №» <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ФГОУ СПО «Курский медико-фармацевтический колледж», где находилась на полном государственном обеспечении, закрепленного жилого помещения не имела. На основании Постановления Главы МО «Рышковский сельсовет» <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на регистрационный учет несовершеннолетней ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, Коми АССР, проживающая по адресу: <адрес>, состоит на учете в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо, оставшееся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 вступила в брак с ФИО8, после чего ей была присвоена фамилия Евдокимова. ДД.ММ.ГГГГ Курский районный суд обязал внести изменения в Постановление Главы администрации МО «Рышковский сельсовет» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указав, что Евдокимова (Пискунова) Е.В. приобрела право постановки на очередь как социальная сирота, для получения жилья. Вместе с тем Евдокимова Е.В. по настоящее время не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. В судебном заседании пом. прокурора <адрес> Ежеченко А.Б. и Евдокимова Е.В. исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям, просили иск удовлетворить. Представитель администрации <адрес> по доверенности Стрелкова О.В. исковые требования не признала, пояснив, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен комитет социального обеспечения <адрес>. Представитель ответчика комитета социального обеспечения <адрес> в судебном заседании не возражал об удовлетворении иска, пояснил, что в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Представитель 3-го лица - не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Предоставил в суд письменный отзыв по гражданскому делу, в котором сообщил, что обеспечение жилой площадью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно ст. 5 ФЗ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является расходным обязательством субъекта РФ – <адрес>. Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «227-па ОГУ «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>» является балансодержателем квартир, предоставляемых по договору социального найма детям-сиротам. Комитет строительства и архитектуры <адрес> формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями на соответствующий год, который утверждается распоряжением <адрес>. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет комитет социального обеспечения <адрес>. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ №159 -ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В судебном заседании установлено, что Евдокимова Елизавета Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в администрации МО «Рышковкий сельсовет» в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Евдокимовой Е.В. – ФИО1, решением Курского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Согласно решению Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец Евдокимовой Е.В. – ФИО2, был признан безвестно отсутствующим. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась воспитанницей ОГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №» <адрес> и находилась на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ФГОУ СПО «Курский медико-фармацевтический колледж», где находилась на полном государственном обеспечении, закрепленного жилого помещения не имела. Постановлением главы МО «Рышковский сельсовет» <адрес> курской области № ДД.ММ.ГГГГ Евдокимова Е.В. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Евдокимова Е.В. проживает совместно с мужем – ФИО8 и малолетним сыном – ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в съемной квартире, недвижимого имущества за ней не зарегистрировано. С учетом того, что Евдокимова Е.В. не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости признания за ней прав на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен комитет строительства и стройиндустрии <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные комитетом строительства и стройиндустрии <адрес> жилые помещения должны быть зарегистрированы в установленном порядке в управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> и включены в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен комитет социального обеспечения <адрес>. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на ответчиков – администрацию <адрес> и комитет социального обеспечения <адрес> необходимо возложить обязанность предоставить Евдокимовой Е.В. в <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-194 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования <адрес> удовлетворить. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Евдокимовой № вне очереди жилое помещение по договору соцнайма на территории <адрес> не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме. Судья: Л.И. Шурова.