решение по иску о предоставлении жилого помещения



№2-484\15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи - Великих А.А.,

с участием помощника прокурора <адрес> Долгинцевой О.А.,

истца – Соболевой М.А.,

представителя ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> - Поповой Ю.С.,

при секретаре- Першиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Соболевой к Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сеймского административного округа <адрес> обратился в суд с иском в интересах Соболевой М.А. к <адрес>, Администрации <адрес>, Комитету строительства и стройиндустрии <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру Сеймского административного округа <адрес> поступило обращение Соболевой М.А. как лица из числа детей-сирот по вопросу нарушения ее жилищных прав. Соболева М.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до 2005 года находилась на полном государственном обеспечении в интернатных учреждениях. До настоящего времени Соболева М.А. на учет в предоставлении жилья как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не поставлена, жилье ею не получено, в связи с чем, право на получение ею жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с требованиями законодательства не реализовано. В связи с чем, просит признать право Соболевой М.А. на постановку на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление вне очереди жилья; обязать Управление по учету и распределению жилья <адрес> поставить на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с 1994 года; обязать <адрес>, Комитет строительства и стройиндустрии и Комитет социального обеспечения <адрес> обеспечить вне очереди Соболеву М.А. жилым помещением на территории г. <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В ходе рассмотрения дела помощник прокурора САО <адрес> Долгинцева О.А. исковые требования уточнила, просила считать ответчиком по делу Комитет социального обеспечения <адрес>; признать право Соболевой М.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление вне очереди жилого помещения; обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Соболевой М.А. вне очереди жилое помещение на территории г. <адрес>ю не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Долгинцева О.А. уточненное исковое заявление поддержала по изложенным в иске основаниям.

Истец Соболева М.А. в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержала в полном объеме. Пояснила, что родителей своих никогда не видела, проживала постоянно в интернатах, находилась на полном государственном обеспечении. О своем праве на внеочередное предоставление жилья узнала только два года назад, собрала все необходимые документы, кроме справки о том, что является сиротой. Из-за отсутствия данной справки на очередь нуждающихся в жилье ее не поставили, в связи с чем, она была вынуждена обратиться в прокуратуру по вопросу нарушении ее жилищных прав.

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С., не оспаривая необходимость обеспечения истца жилым помещением и то обстоятельство, что Комитет социального обеспечения является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями, указала, что доказательств тому, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не представлено.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Комитета строительства и архитектуры <адрес>, Администрации <адрес> и Управления по учету и распределению жилья <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленными о времени месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве.

Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Соболева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, а также в свидетельстве о рождении родителями Соболевой М.А. указаны мать ФИО5, отец ФИО6, другие данные о родителях Соболевой М.А. отсутствуют. Соболева М.А. находилась на полном государственном обеспечении: являлась воспитанницей Беловского детского дома-интерната с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем выбыла в Букреевский ПНИ, находилась на воспитании в интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени Соболева М.А. на учет в предоставлении жилья как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей не поставлена.

Согласно справки Администрации Щетинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Соболева М.А. была зарегистрирована на территории Щетинского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в приватизации жилья за указанный период участия не принимала.

По месту учебы истец жилым помещением не обеспечивалась, в связи с чем, Управлением по учету и распределению жилья Администрации <адрес> по договору социального найма ей была предоставлена комната в общежитии <адрес>у <адрес>, где она зарегистрирована в настоящее время.

По данным УФРС по <адрес> и Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» Соболева М.А. жилья на праве собственности не имеет.

С учетом того, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имела право, но не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ после окончания образовательного учреждения, а также с учетом того, что она в настоящее время проживает в городе Курске, суд приходит к выводу о необходимости признания за ней права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства в городе Курск, площадью не ниже установленных социальных норм.

Суд не может согласиться с доводами представителей ответчиков и третьих лиц о том, что истцом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что она относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, т.к. никаких сведений о смерти ее родителей, лишении или ограничении их в родительских правах не имеется.

По смыслу действующего законодательства (ст. 1, п.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 121 СК РФ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся не только лица, родители которых умерли, были лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими и т.д., но и те лица, которые фактически остались без попечения родителей в результате их длительного отсутствия и уклонения от воспитания детей, что повлекло за собой полное государственное обеспечение таких детей.

В судебном заседании, по мнению суда, добыты достаточные доказательства, объективно свидетельствующие о том, что Соболева М.А. обоснованно претендует на меры социальной поддержки в сфере жилищных прав как лицо, обладающее статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>.

Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>.

Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен Комитет строительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные Комитетом строительства и архитектуры <адрес> жилые помещения и зарегистрированные в установленном порядке в Управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> подлежат включению в реестр государственного имущества <адрес>.

Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>.

Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>».

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ па органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения <адрес>, на которого необходимо возложить обязанность предоставить Соболевой М.А. в городе Курске жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать комитет социального обеспечения <адрес> предоставить вне очереди Соболевой жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, на территории муниципального образования «город Курск», приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: А.А. Великих

-32300: transport error - HTTP status code was not 200