Дело № 2-1870/11-2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шуровой Л.И., при секретаре Дубовой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ушакова № к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма УСТАНОВИЛ : Ушаков А.Ю. обратился в суд с иском к <адрес>, Комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал следующее. ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ – мать ФИО2, его опекунами являлись родители отца – ФИО3 и ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ он закончил обучение в ОГОУНПО «Профессиональное училище №» <адрес>.16 августа 2007 года обратился с заявлением в Администрацию <адрес> о принятии на учет как нуждающегося в жилье, так как он является сиротой, закрепленного жилья не имеет, проживает в жилом помещении опекунов по адресу: <адрес>. На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сирота. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление помещений по договорам социального найма под №47. В настоящий момент Ушаков А.Ю. зарегистрирован в бывшей квартире опекунов, но фактически с семьей, в составе трех человек: женой- ФИО5, сыном ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в квартире на условиях коммерческого найма. На основании изложенного Ушаков А.Ю. просил суд обязать, <адрес>, Комитет социального обеспечения <адрес> обеспечить его вне очереди жилым помещением на территории муниципального образования «город Железногорск» <адрес> не ниже установленных норм за счет средств областного бюджета. В судебном заседании истец Ушаков А.Ю. в части исковых требований о взыскании судебных расходов отказался, в остальной части исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - <адрес> по доверенности Минакова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет социального обеспечения <адрес>. Представитель ответчика - Комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не оспаривала право Ушакова А.Ю. на предоставление жилого помещения за счет бюджета <адрес>. Представитель третьего лица – Муниципальное образование «город Железногорск» <адрес> в лице Администрации <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ №159 -ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.З ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями не отнесено. В соответствии с ч.ч.2, 3 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. На основании п. 7 ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Пунктом 8 Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>» жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, В приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также гражданам, относящимся к этой категории, имевшим, но не реализовавшим право на получение жилья. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>», обеспечение жилыми помещениями этих лиц осуществляется органами местного самоуправления, за счет средств, предоставляемых им на эти цели из областного бюджета. Пункт 24 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>» указывает, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет Комитет социального обеспечения <адрес>. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, детей, находящимся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан определен Комитет социального обеспечения <адрес>. В соответствии с Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность <адрес> жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>». Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет комитет социального обеспечения <адрес>, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>. В соответствии с п. 2 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа решение о постановке на учет принимается администрацией муниципального образования по месту выявления или первичного устройства ребенка, далее по фактическому месту жительства ребенка с сохранением первоначальной даты постановки на учет. В судебном заседании установлено, что Ушаков №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот. Отец Ушакова А.Ю. – ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись № в книге регистрации актов о смерти <адрес>. Мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись № в книге регистрации актов о смерти <адрес>. На основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ушаков А.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сирота. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год Ушаков А.Ю. включен в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление помещений по договорам социального найма под №47. В настоящий момент Ушаков А.Ю. с семьей, в составе трех человек: женой- ФИО5, сыном ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в квартире на условиях коммерческого найма До настоящего времени Ушаковым А.Ю. жилье не получено, в связи с чем право на получение им жилого помещения вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с требованиями законодательства жилья не реализовано. Ушаков А.Ю. постоянно проживает на территории муниципального образования «город Железногорск» <адрес>. Таким образом, местом его жительства является <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными документами: копиями имеющихся в материалах дела перечисленных выше постановлений и решений. Согласно данным ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Курского филиала от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Ушаковым А.Ю зарегистрировано право общей совместной собственности на одну комнату, площадью 11,7 кв.м, в тринадцатикомнатной квартире. При таком положении суд приходит к выводу об обоснованности требований Ушакова А.Ю. на внеочередное обеспечение жилым помещением и, соответственно, о необходимости возложения на Комитет социального обеспечения <адрес> обязанности по предоставлению Ушакову А.Ю. жилого помещения по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет бюджета <адрес> на территории муниципального образования «город Железногорск» <адрес>. Требования Ушакова А.Ю. к <адрес> удовлетворению не подлежат, так как в силу приведенного выше законодательства надлежащим ответчиком по настоящему спору является Комитет социального обеспечения <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 – 197 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Ушакова № удовлетворить частично. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Ушакову А.Ю. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета на территории муниципального образования «город Железногорск» <адрес>. В иске к <адрес> Ушакову № отказать. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме. Судья: Л.И. Шурова.