Дело №2-2326/11 - 2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд города Курска в составе: председательствующего - судьи Шуровой Л.И., при секретаре – Дубовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дятлова №, Дятловой № об оспаривании постановлений органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Дятлов О.В. и Дятлова А.О. обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения <адрес> города Курска в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, признании незаконным постановления Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии жилых помещений» в части изъятия <адрес> г. Курска. Свои требования мотивировала тем, что в нарушение пп. 7, 44, 51 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в участие межведомственной комиссии не были привлечены заявители как собственники жилого помещения с правом совещательного голоса, соответствующего обследования специализированной организацией указанного дома не проводилось, в адрес заявителя не направлялось никаких документов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Оспариваемые постановления заинтересованного лица нарушают права заявителя, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 1,3,30 ЖК РФ. В судебном заседании Дятлов О.В., Дятлова А.О. и их представитель Шалимова К.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить. В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Администрации города Курска по доверенности Васильева Н.В. возражала против удовлетворения данного заявления, указала, что оспариваемым постановлением не нарушаются права и законные интересы заявителя на пользование жилым помещением. Оспариваемое постановление принято в строгом соответствии с действующим законодательством, процедура признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу полностью соблюдена. Заявители пропустили срок на обжалование указанных постановлений. В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Межведомственной комиссии г. Курска по доверенности Бирюкова Н.Н. возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на его необоснованность. Представитель заинтересованного лица Комитет ЖКХ г. Курска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии с частью первой статьи 46 Конституции РФ и ч.1 статьи 254, статьей 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, в результате которых нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно части 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, Дятлов О.В. и Дятлова А.О. являются собственниками <адрес> города Курска. Постановлением Администрации города Курска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении жилых домов к категории аварийных» утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, по списку согласно приложению. Согласно приложения, жилой <адрес> города Курска признан аварийным и подлежащим сносу. На основании ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу ст. 16 ЖК РФ квартира является одним из видов жилых помещений и располагается в многоквартирном доме. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Судом установлено, что постановлением Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № была создана межведомственная комиссия для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу муниципального жилищного фонда и утвержден ее состав. Согласно указанному постановлению, в состав межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу входили следующие лица: ФИО8 – заместитель главы администрации города Курска - председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска, председатель комиссии; ФИО9 – заместитель председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска, заместитель председателя комиссии; ФИО10 – заместитель начальника отдела по контролю за эксплуатацией жилищного фонда комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска, секретарь комиссии; ФИО11 – заместитель директора департамента архитектуры и градостроительства <адрес>; ФИО12 – главный государственный инспектор управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес>; ФИО13 – консультант отдела санитарного надзора ТУ Роспотребнадзора по <адрес>; ФИО14 – начальник управления по учету и распределению жилья <адрес>; ФИО15 – начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации центрального округа <адрес>; ФИО16 – начальник отдела Государственного пожарного надзора ОГПС – 10 ГПС МЧС <адрес>; ФИО17 – начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес>; ФИО18 – начальник юридического отдела комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес>; ФИО19 – заместитель директора ДФГУП «Ростехинвентаризация» по <адрес>. Пунктом 44 Положения предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям, которая включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). В соответствии с пунктом 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. По окончании работы комиссия составляет в 3экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № к Положению. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № к Положению. При этом Положение не содержит никаких оговорок и изъятий по участию в работе комиссии и при принятии ею решений иных лиц, не входящих в утвержденный органом местного самоуправления состав комиссии. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения). В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. При проведении процедуры признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, составлении комиссией акта обследования об этом, обязательным является рассмотрение комиссией заключения специализированной организации, проводящей обследование этого дома. В ходе судебного заседания заинтересованным лицом были представлены заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ и акт обследования жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которые являются документами, на основании которых принято оспариваемое постановление. Из заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что межведомственная комиссия в составе: председателя комиссии – заместителя главы Администрации города Курска ФИО8; заместителя председателя комиссии - председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска ФИО20; и членов комиссии: заместителя председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска ФИО21, начальника отдела жилищно-коммунальной политики комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска Бирюковой Н.Н., заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства города Курска ФИО11, начальник управления по учету и распределению жилья города Курска ФИО14, представителя Государственного пожарного надзора ОГПН города Курска ФИО22, начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации центрального округа города Курска ФИО15;., начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> города Курска ФИО17, начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> города Курска ФИО23, зам. начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО13, начальник юридического отдела комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска ФИО18, заместителя директора Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по <адрес>. ФИО19, по результатам рассмотренных документов приняла решение о признании здания жилого <адрес> города Курска аварийным и подлежащим сносу. В то же время, суд приходит к выводу, что представленное заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует Постановлению Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», устанавливающего исчерпывающий перечень лиц, входящих в состав членов межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Так, заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ подписано лицами, не являющимися членами межведомственной комиссии, созданной в соответствии с постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ № (Бирюкова Н.Н., ФИО22, ФИО23). В то же время в данном документе отсутствуют подписи членов комиссии, в частности ФИО10, ФИО12, ФИО16. Более того, заключение не соответствует установленной в Приложении № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № форме, так как в заключении отсутствуют данные об участии в его подготовке экспертов и собственника помещения или уполномоченного им лица, тогда как участие последних предусмотрено формой согласно приложению № к Положению. Также в материалах дела имеется акт обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого усматривается, что межведомственная комиссия, назначенная в соответствии с постановлением администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № в составе председателя комиссии – заместителя главы Администрации города Курска ФИО8; заместителя председателя комиссии - председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска ФИО20; и членов комиссии: заместителя председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска ФИО21, начальника отдела жилищно-коммунальной политики комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска Бирюковой Н.Н., главного специалиста МУ «Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству» ФИО24, заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства города Курска ФИО11, начальника управления по учету и распределению жилья города Курска ФИО14, начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации центрального округа города Курска ФИО15; представителя Государственного пожарного надзора ОГПН города Курска ФИО22, начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> города Курска ФИО17, начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес> города Курска ФИО23, зам. начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО13, начальника юридического отдела комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска ФИО18, заместителя директора Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по <адрес>. ФИО19, принято заключение по результатам обследования о признании здания жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако данный акт подписан лицами, не являющимися членами межведомственной комиссии, утвержденной в соответствии с постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ № (Бирюкова Н.Н., ФИО22, ФИО23). В то же время в данном документе отсутствуют подписи членов комиссии ФИО10, ФИО12, ФИО16. Указанный акт не соответствует установленной в Приложении № к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № форме, так как в акте отсутствуют данные об участии в его подготовке экспертов и собственника помещения или уполномоченного им лица, сведения о несоответствиях установленным требованиям суказанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия, оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований, рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, а также отсутствуют приложения к акту:результаты инструментального контроля;результаты лабораторных испытаний;результаты исследований;заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций;другие материалы по решению межведомственной комиссии. Доводы представителя заинтересованного лица Администрации г. Курска о том, что состав межведомственной комиссии предполагает указание только должностей не может быть принят во внимание судом, так как Постановление Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ содержит четкий перечень должностей с указанием фамилий лиц, уполномоченных на принятие заключения о признании здания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Данное постановление не содержит указаний на то, что состав межведомственной комиссии может быть изменен. Кроме того, специализированной организацией, дававшей заключение о техническом состоянии строительных конструкций жилого многоквартирного дома без датыот 2006 года и которым воспользовалась межведомственная комиссия при вынесении заключения, являлось ГУП «Облкоммунпроект». Вместе с тем данное заключение специализированной организации не могло быть положено в основу решения межведомственной комиссии, т.к. муниципальный контракт Комитета ЖКХ города Курска с ГУП «Облкоммунпроект» на выполнение работ по техническому обследованию жилых домов города Курска в судебное заседание не представлен. Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что межведомственной комиссией процедура оценки дома не была соблюдена, комиссия не руководствовалась порядком, закрепленным в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в работе комиссии и принятии ею решений участвовали лица, не входящие в состав комиссии, а некоторыми членами комиссии эти решения не подписаны, а потому акт обследования и заключение от ДД.ММ.ГГГГ являются неправомерными. Так как основанием для принятия администрацией города Курска постановления от ДД.ММ.ГГГГ послужило неправомерное заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, то указанное постановление не может быть признано соответствующим закону в части включения <адрес> города Курска в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Ссылка представителя Администрации города Курска на то, что заявителем не доказано нарушение его прав, в связи с тем, что оспариваемое постановление не может ограничивать владение, пользование и распоряжение квартирой, не состоятельна. Действие оспариваемого постановления не ограничено сроком, соответственно его исполнение может быть произведено в любой момент. Более того, в силу ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, такое требование заявителю Дятлову О.В. было направлено. Доводы представителя Администрации г. Курска о том, что в настоящее время межведомственная комиссия повторно провела обследование дома, которым подтверждено аварийное состояние дома по мнению суда не является основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку в судебном заседании установлено, что основанием для принятия Администрацией города Курска постановления от ДД.ММ.ГГГГ послужило неправомерное заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому оспариваемое постановление не может быть признано обоснованным. Поскольку суд признает незаконным постановление Администрации г. Курска № от ДД.ММ.ГГГГ, то подлежит признанию незаконным и постановление Администрации г. Курска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии жилых помещений в части изъятия <адрес> г. Курска. Суд считает несостоятельными доводы представителя Администрации г. Курска о пропуске заявителями срока давности на оспаривание постановлений. В судебном заседании установлено, что в нарушение установленного порядка заявители не принимали участия в работе межведомственной комиссии, не были ознакомлены с постановлениями. Об их существовании и документах, послуживших основаниями для принятия постановлений, им стало известно в процессе рассмотрения гражданского дела по иску Администрации г. Курска к Дятлову О.В. и Дятловой А.О. о выкупе недвижимого имущества. Доводы представителя Администрации о том, что течение срока начинается для заявителей с мая 2010 года, поскольку в письме, адресованном Дятлову О.В. начальник Управления ФИО14 ссылалась на оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно заявители узнали о наличии постановления, суд считает несостоятельными, поскольку с оспариваемыми постановлениями заявители не ознакомлены в установленном порядке. Кроме того, как установлено в судебном заседании заявителю-собственнику жилого помещения Дятловой А.О. вообще не направлялось никаких уведомлений из которых бы следовало, что дом, в котором расположено принадлежащее ей жилое помещение признан аварийным, ею лишь получено уведомление об изъятии жилого помещения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Дятлова № и Дятловой № удовлетворить. Признать незаконными постановления Администрации Г. Курска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отнесении жилых домов к категории аварийных» в части включения жилого <адрес> г. Курска в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и постановления Администрации г. Курска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии жилых помещений» в части изъятия <адрес> Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме. Полное и мотивированное решение стороны могут получить ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Л.И. Шурова