Дело №2- 2596/12-2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи- Букреевой Е.В. При секретаре- Брежневой Д.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесничей № к комитету социального обеспечения <адрес> о предоставлении жилого помещения, У с т а н о в и л : Истец Лесничая А.И. обратилась в суд с иском к ответчикам администрации <адрес>, комитету социального обеспечения <адрес>, комитету строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в соответствии с действующим законодательством. Свои требования мотивировала тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Ее мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об отце в свидетельстве о рождении не имеется. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она была направлена в МОУ «Школа-интернат « № для детей-сирот. Закрепленного жилого помещения она не имела. На основании акта Седмиховского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, принадлежащий покойной матери истицы – без удобств, отопление печное, относится к категории ветхих, для проживания не пригоден. В настоящее время она зарегистрирована по адресу <адрес> (общежитие). Жилым помещением не обеспечена. На основании изложенного просит обязать ответчиков предоставить ей на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. В последующем истица исковые требования уточнила, предъявив иск к комитету социального обеспечения <адрес> и просила обязать ответчика предоставить ей на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Истец Лесничая А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца по доверенности Финашкин Ю.В. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить. Представитель комитета социального обеспечения <адрес> по доверенности Попова Ю.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. А также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Представитель Управления по учету и распределению жилья <адрес> по доверенности Андриевская В.П. в судебном заседании пояснила, что Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Лесничая А.И. принята на очередь на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения она не имела. До настоящего времени жильем не обеспечена. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратится в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,предусмотрено, что дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительство), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № –ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названые положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской федерации. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Как установлено в судебном заседании Лесничая (Ковалева) А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу <адрес> ком. 817 (общежитие), является лицом, оставшимся без попечения родителей. Ее мать- ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об отце в свидетельстве о рождении не имеется. На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она была направлена в МОУ «Школа-интернат « № для детей-сирот. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Лесничая А.И. принята на очередь на очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения она не имела. На основании акта Седмиховского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, принадлежащий покойной матери истицы в д. Ивановка – без удобств, отопление печное, относится к категории ветхих, для проживания не пригоден. В 2009 году Лесничая А.И. окончила обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Курский государственный университет». С учетом того, что Лесничая А.И. не была обеспечена жилым помещением в соответствии с ФЗ №159-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости признания за ней права на внеочередное обеспечение жилым помещением по месту жительства на территории г. <адрес>ю не ниже установленных социальных норм. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес>. Согласно данному порядку (в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. Вышеназванным Порядком уполномоченным органом по приобретению жилых помещений граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определен комитет строительства и стройиндустрии <адрес>. В соответствии с п. 22 Порядка приобретенные комитетом строительства и стройиндустрии <адрес> жилые помещения должны быть зарегистрированы в установленном порядке в управлении федеральной регистрационной службы по <адрес> и включены в реестр государственного имущества <адрес>. Комитет по управлению имуществом <адрес> в установленном порядке закрепляет принятые в государственную собственность курской области жилые помещения на праве оперативного управления за подведомственным комитету социального обеспечения <адрес> областным государственным учреждением «Отдел материального, транспортного обеспечения, технического надзора и контроля за капитальным ремонтом и строительством объектов социального обеспечения при комитете социального обеспечения <адрес>. Согласно п.24 указанного Порядка предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, включенным в утвержденный распоряжением <адрес> список, осуществляет комитет социального обеспечения <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О вопросах управления жилищным фондом, находящимся в государственной собственности <адрес>». В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па комитет социального обеспечения <адрес> определен уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. А также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на ответчика – комитет социального обеспечения <адрес> необходимо возложить обязанность предоставить Лесничей А.И. на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования удовлетворить. Обязать комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Лесничей № на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: подпись Е.В. Букреева