Именем Российской Федерации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Дюкаревой С.В., с участием представителя истца – помощника прокурора ЦАО г. Курска - Свеженцевой О.Л., заинтересованного лица Самохиной Н.Н., представителя третьего лица - <адрес> – Минаковой О.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Мазаловой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, заявленного в интересах Самохиной № к Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение, УСТАНОВИЛ: <адрес> обратился в суд с иском, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах Самохиной Н.Н. к Комитету социального обеспечения <адрес> и <адрес>, в котором просил обязать ответчиков предоставить Самохиной Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на реализацию Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Свои требования истец мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что Самохина Наталья Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, с 2003 года осталась без попечения родителей: мать - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти 1-ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ); отец - ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти 1-ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ). Жилых помещений в собственности родителей Самохиной Н.Н. не имелось. На основании постановления Главы администрации Розгребельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Самохиной Н.Н. установлено попечительство, опекуном назначена тетя - ФИО4. В период с 2005 г. по 2009 г. Самохина Н.Н. обучалась по очной форме обучения в Курском государственном университете. Имеет диплом бакалавра педагогики. Жилищной комиссией администрации Розгребельского сельсовета <адрес> принято решение о постановке Самохиной Н.Н. на учет, как нуждающейся в жилом помещении. Постановлением Главы администрации Розгребельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № протокол заседания жилищной комиссии администрации Розгребельского сельсовета был утвержден, Самохина Н.Н. принята на учет граждан, на получение жилья по договору социального найма. Как указано в иске, Самохина Н.Н. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, имела право на обеспечение жилым помещением после окончания КГУ. В настоящее время Самохина Н.Н. фактически проживает с сыном - ФИО5, 22.07. 2010 года рождения, в <адрес>, в доме сожителя, и зарегистрирована по адресу: <адрес>, который с ДД.ММ.ГГГГ относится к администрации Большесолдатского сельского совета. В настоящее время у Самохиной Н.Н. недвижимого имущества не имеется. Самохина Н.Н. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась и до настоящего времени жильем не обеспечена. Просил обязать <адрес> и Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Самохиной Наталье Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей <адрес> жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на реализацию Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, в соответствии с которыми просил обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Самохиной Н.Н. жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на реализацию Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» на территории <адрес>. Так же просил исключить <адрес> из числа ответчиков и признать ее третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, по настоящему гражданскому делу. В судебном заседании представитель истца Свеженцева О.Л. поддержала исковые требования, с учетом их уточнения, просила об их удовлетворении в полном объёме. Заинтересованное лицо Самохина Н.Н. считала уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению. Представитель третьего лица <адрес> Минакова О.В., не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований с учетом их уточнения. Представитель ответчика Комитета социального обеспечения <адрес>, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушанья дела. Согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление в котором указал, что считает исковые требования подлежащими удовлетворению, и просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 8 ФЗ№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ №-О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № 150-ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК, РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из системного толкования ч.1 и ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лишь гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся. Согласно ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. <адрес> №-ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Судом установлено, что прокуратурой <адрес> по обращению Самохиной Н.Н. проведена проверка в ходе которой установлено, что Самохина Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, с 2003 года, осталась без попечения родителей: мать Самохиной Н.Н. - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ, а отец - ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается свидетельством о смерти 1-ЖТ № от ДД.ММ.ГГГГ Жилых помещений в собственности родителей Самохиной Н.Н. не имелось. Так же установлено, что на основании Постановления Главы администрации Розгребельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Самохиной Н.Н. установлено попечительство, её опекуном назначена тетя - ФИО4. Как указано в иске и нашло своё подтверждение при рассмотрении дела, в период с 2005 г. по 2009 г. Самохина Н.Н. обучалась по очной форме обучения в Курском государственном университете, и ей выдан диплом бакалавра педагогики ВБА 0579308 на основании решения Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Согласно представленным доказательствам, судом установлено, что Жилищной комиссией администрации Розгребельского сельсовета <адрес> принято решение о постановке Самохиной Н.Н. на учет, как нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы администрации Розгребельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № протоколом заседания жилищной комиссии администрации Розгребельского сельсовета было утверждено о приёме Самохиной Н.Н. на учет граждан, на получение жилья по договору социального найма. В судебном заседании установлено, что Самохина Н.Н. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, имела право на обеспечение жилым помещением после окончания КГУ. В настоящее время Самохина Н.Н. фактически проживает с сыном - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> в доме её сожителя, а зарегистрирована по адресу: <адрес>, который с ДД.ММ.ГГГГ относится к администрации Большесолдатского сельского совета. Согласно справке Администрации Розгребельского сельсолвета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Самохиной Н.Н. недвижимого имущества не имеется. Данные обстоятельства так же подтверждаются сообщениями Управления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и Большесолдатского отделения Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ Так же установлено, что в настоящее время, Самохина Н.Н. находится в декретном отпуске. Приобрести жилое помещение за счет собственных денежных средств Самохина Н.Н. не имеет возможности. Кроме того, дом, в котором она проживает со своим сыном и сожителем, не принадлежит ей. Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста. Вместе с тем, статья 17 Конституции РФ гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище. Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Верховный суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации» разъяснил, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только путем предоставления жилого помещения. Таким образом, Самохина Н.Н. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась, находится в трудной жизненной ситуации и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. Учитывая, что нарушаются права и законные интересы лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор Железнодорожного административного округа <адрес> обращается в суд с данным заявлением на основании п.1 ст. 45 ГПК РФ в интересах гражданина, обратившегося к прокурору о защите нарушенных прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Из требований части 2 ст. 37 ЖК РСФСР следовало, что вне очереди жилое помещение должно было предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации" или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Исходя из смысла ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ). В судебном заседании установлено, что в настоящее время Самохина Н.Н. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма, в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес> (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Вышеназванным Порядком Комитет строительства и архитектуры <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления. Согласно нормам действующего законодательства, уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению № к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка). Комитет строительства и архитектуры <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению № к настоящему Порядку (п. 12 Порядка). Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и архитектуры <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений. С учетом изложенного Самохина Н.Н. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>. Доказательств того, что Самохина Н.Н. обеспечена жилым помещением, ответчиком суду не представлено. При этом, суд считает, что с учетом постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об определении Комитета по социальному обеспечению <адрес> уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии заложенных в бюджете Комитета социального обеспечения <адрес> на 2011год денежных средств на указанные цели, а так же с учетом установленных обстоятельств дела и выше приведенных норм закона, иск прокурора, с учетом его уточнения подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Уточненные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Самохиной №, ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение по договору социального найма не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета <адрес> на территории <адрес>. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Ленинский районный суд <адрес>. Судья С.В. Дюкарева