решение по иску об обязании вне очереди предоставить жилое помещение



Дело №2-2059/14-2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дюкаревой С.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора ЦАО г. Курска - Беликовой Я.Б.,

представителя ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> – Поповой Ю.С., действующей на основании доверенности .2-01/117 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица <адрес> – Жирова Е.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Мазаловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, заявленного в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах Казариной к Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с иском, в интересах Казариной к Комитету социального обеспечения <адрес> и <адрес>, в котором просил предоставить за счет средств областного бюджета Казариной Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Kpacноярского края, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма на территории <адрес> в размере не менее 18 кв. метров.

Свои требования истец мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что Казарина , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, состоит на учете в Администрации МО «Ярыгинский сельсовет» в качестве гражданина, нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Постановлению главы Администрации Ярыгинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно свидетельству о рождении серии 7-БА от ДД.ММ.ГГГГ родителями Казариной Т.С. являлись ФИО2 и ФИО3.

Согласно свидетельству о смерти 1-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Администрацией исполнительной государственной власти Ярыгинского сельсовета <адрес>, отец Казариной Т.С. - ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть до её совершеннолетия.

Согласно свидетельству о смерти 1-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС Администрации исполнительной государственной власти <адрес>, ФИО3, умерла ДД.ММ.ГГГГ, так же до совершеннолетия дочери.

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казарина Т.С. определена в детское государственное интернатное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Главы администрации Ярыгинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казарина Т.С. поставлена в очередь на предоставление жилья, как ребенок - сирота, не имеющий закрепленного жилого помещения.

Решением Собрания депутатов Ярыгинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.

Вместе с тем, Казарина Т.С. не была обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ по настоящее время.

Согласно справкам Пристенского отделения Курского филиала ФГУП «Ростехинвенталризация - Федеральное БТИ» и Управления федеральной регистрационной службы по <адрес> за Казариной Т.С. не закреплено жилых помещений.

В процессе рассмотрения дела, истец неоднократно уточнял исковые требования и в соответствии с последним уточнением, просил исключить Комитет строительства и архитектуры <адрес> и <адрес> из числа ответчиков, считать их третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Казариной , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории <адрес>, площадью не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Беликова Я.Б. поддержала исковое заявление с учетом его уточнения, просила о его удовлетворении в полном объёме.

Представитель ответчика Попова Ю.С. признала требования истца, считая их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица <адрес> по доверенности Жиров Е.В. полагал, что иск подлежит удовлетворению.

Заинтересованное лицо Казарина Т.С. и представитель третьего лица <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № 150-ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК, РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из системного толкования ч.1 и ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лишь гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> по обращению Казариной Т.С. проведена проверка в ходе которой установлено, что Казарина Т.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> Kpacноярского края, зарегистрированная по адресу: <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, состоит на учете в Администрации МО «Ярыгинский сельсовет» в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, согласно Постановлению главы Администрации Ярыгинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно свидетельству о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ родителями Казариной Т.С. являлись ФИО2, согласно свидетельству о смерти 1-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Администрацией исполнительной государственной власти Ярыгинского сельсовета <адрес>, умерший ДД.ММ.ГГГГ, то есть до её совершеннолетия, и ФИО3, согласно свидетельству о смерти 1-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ, выданному отделом ЗАГС Администрации исполнительной государственной власти <адрес>, умершая ДД.ММ.ГГГГ, так же до совершеннолетия дочери.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казарина Т.С. определена в детское государственное интернатное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Главы администрации Ярыгинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Казарина Т.С. поставлена в очередь на предоставление жилья, как ребенок - сирота, не имеющий закрепленного жилого помещения.

Решением Собрания депутатов Ярыгинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.

Как установлено судом, Казарина Т.С. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ по настоящее время.

Согласно справкам Пристенского отделения Курского филиала ФГУП «Ростехинвенталризация - Федеральное БТИ» и Управления федеральной регистрационной службы по <адрес> за Казариной Т.С. не закреплено жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Казарина Т.С. являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, имела право на обеспечение жилым помещением после окончания учебного заведения.

Согласно уведомлениям Управления Росреестра по <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> Пристенского отдела, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в собственности Казариной Т.С. недвижимого имущества не имеется.

Так же установлено, что в настоящее время, Казарина Т.С. находится в сложном материальном положении, не работает и приобрести жилое помещение за счет собственных денежных средств не имеет возможности.

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста.

Вместе с тем, статья 17 Конституции РФ гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище.

Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Верховный суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации» разъяснил, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только путем предоставления жилого помещения.

Таким образом, Казарина Т.С. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась, находится в трудной жизненной ситуации и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Учитывая, что нарушаются права и законные интересы лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор <адрес> обращается в суд с данным заявлением на основании п.1 ст. 45 ГПК РФ в интересах гражданина, обратившегося к прокурору о защите нарушенных прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Из требований части 2 ст. 37 ЖК РСФСР следовало, что вне очереди жилое помещение должно было предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации" или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время Казарина Т.С. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес> (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеназванным Порядком Комитет строительства и архитектуры <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления.

Согласно нормам действующего законодательства, уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка).

Комитет строительства и архитектуры <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 12 Порядка).

Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и архитектуры <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений.

С учетом изложенного Казарина Т.С. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.

Доказательств того, что Казарина Т.С. обеспечена жилым помещением, ответчиком суду не представлено.

Суд считает, что с учетом постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об определении Комитета по социальному обеспечению <адрес> уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии заложенных в бюджете Комитета социального обеспечения <адрес> на 2011год денежных средств на указанные цели, иск прокурора, с учетом его уточнения подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Казариной , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории <адрес> площадью не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Ленинский районный суд <адрес>

Судья С.В. Дюкарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200