решение по иску об обязании предоставить вне очереди жилое помещение



Дело №2-2265\14-2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дюкаревой С.В.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора <адрес> – Фомичевой З.П.,

заинтересованного лица Братчиковой А.В.,

представителя третьего лица <адрес> – Минаковой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Мазаловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, заявленного в интересах Братчиковой к Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставить Братчиковой вне очереди жилое помещение на территории <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском, в интересах Братчиковой А.В., в котором просил обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Братчиковой А.В. вне очереди жилое помещение, общей площадью не менее 15 кв.м. на территории <адрес>, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Свои требования истец мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> по обращению Братчиковой А.В. установлено, что согласно свидетельству о рождении, её родителями являются ФИО2 и ФИО3.

В соответствии со свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ отец Братчиковой А.В. - ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Мать Братчиковой А.В. - ФИО3, находится на лечении в <адрес> психиатрической больнице с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Братчикова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «Курское ПУ-интернат» и находилась на полном государственном обеспечении.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Братчикова А.В. принята на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как указано в иске, Братчикова А.В. являлась ребёнком, оставшимся без попечения родителей и имела право на обеспечение жилым помещением. Вместе с тем, после окончания пребывания Братчиковой А.В. в образовательном учреждении жилое помещение ей предоставлено не было.

В настоящее время Братчикова А.В. проживает с малолетней дочерью в доме, принадлежащем ФИО5 по адресу: <адрес> местом жительства Братчиковой А.В. является <адрес>. На территории <адрес> прав на недвижимое имущество за Братчиковой А.В. не зарегистрировано, закрепленного за нею жилья не имеется.

Таким образом, Братчикова А.В. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Прокурор <адрес> просил обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Братчиковой А.В. вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м. на территории <адрес>, приобретённое за счёт средств областного бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Фомичева З.П. поддержала исковые требования, просила об удовлетворении иска в полном объёме.

Заинтересованное лицо – Братчикова А.В. считала иск обоснованным, а потому подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица Администрации <адрес> – Минакова О.В. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения <адрес> и представитель третьего лица Управления по учету и распределению жилья <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № 150-ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из системного толкования ч.1 и ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лишь гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> по обращению Братчиковой А.В. проведена проверка и установлено, что согласно постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Братчикова А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ на время учебы в Курском Профессиональном училище по адресу: <адрес>-Б, общежитие, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота оставшаяся без попечения родителей, и имеющая право на внеочередное предоставление жилья с учетом её жилищной льготы в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, что подтверждается выпиской из Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено, что после окончания учебного заведения - Курского Профессионального училища , Братчикова А.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, недвижимого имущества за Братчиковой А.В. не зарегистрировано.

Согласно сообщению Администрации Щеголянского с/с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать Братчиковой А.В. – ФИО3 до момента направления на лечение, проживала в <адрес>ёк <адрес> в доме своего отца ФИО8

Судом установлено и подтверждается свидетельством о смерти I-ЖТ от ДД.ММ.ГГГГ выданным МО Щеголенский с/с <адрес>, отец Братчиковой А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со справкой <адрес> психиатрической больницы, мать Братчиковой А.В. – ФИО3 находится на лечении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и является инвалидом 2-й группы.

Так же установлено, что в настоящее время, Братчикова А.В. нигде не работает. Приобрести жилое помещение за счет собственных денежных средств Братчикова А.В. не имеет возможности. Кроме того, домовладение в котором она зарегистрирована и проживает принадлежит ФИО5

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста.

Вместе с тем, статья 17 Конституции РФ гарантирует неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище.

Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Верховный суд Российской Федерации в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации» разъяснил, что социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только путем предоставления жилого помещения.

Таким образом, Братчикова А.В. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась, находится в трудной жизненной ситуации и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Учитывая, что нарушаются права и законные интересы лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор <адрес> обращается в суд с данным заявлением на основании п.1 ст. 45 ГПК РФ в интересах гражданина, обратившегося к прокурору о защите нарушенных прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Из требований части 2 ст. 37 ЖК РСФСР следовало, что вне очереди жилое помещение должно было предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из смысла ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях- всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время Братчикова А.В. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес> (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеназванным Порядком Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления.

Согласно нормам действующего законодательства, уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка).

Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 12 Порядка).

Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений.

При этом, суд считает, что с учетом постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об определении Комитета по социальному обеспечению <адрес> уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии заложенных в бюджете Комитета социального обеспечения <адрес> на 2011год денежных средств на указанные цели, а потому суд считает, что именно Комитет социального обеспечения <адрес> является уполномоченным органом на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

С учетом изложенного Братчикова А.В. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.

Доказательств того, что Братчикова А.В. обеспечена жилым помещением, ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, иск прокурора <адрес>, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах Братчиковой , удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Братчиковой , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение на территории <адрес>, площадью не менее установленных норм за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья С.В. Дюкарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200