РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Антаевой Е.В., при секретаре Першиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева № к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) по <адрес> и <адрес> о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для инвалидов вследствие военной травмы и возложении обязанности произвести перерасчет и выплату, УСТАНОВИЛ: Ковалев Г.В. обратился в суд с иском к УПФР по <адрес> и <адрес> о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для инвалидов вследствие военной травмы и возложении обязанности произвести перерасчет. Свои требования мотивировал тем, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и производил работы по дезактивации 3 энергоблока в условиях радиационной опасности, о чем имеются запись в военном билете, удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году серия А № (категория 2), выданное ДД.ММ.ГГГГ <адрес> администрацией Украины, и удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году серия Р №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Комитетом соцобеспечения <адрес>. Приказом МО СССР № года, ДД.ММ.ГГГГ был признан негодным к службе в мирное время, годным к нестроевой службе в военное время по графе I, статье 31 б (заболевание внутренних органов). В этом же приказе заболевание, полученное при выполнении работ по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС, считается увечьем. В 2001 году получил III группу инвалидности. В 2003 году Российским Межведомственным Экспертным Советом <адрес> было выдано заключение о том, что его заболевание и инвалидность связаны с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно удостоверению, выданному Комитетом Социального обеспечения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, справке об инвалидности МСЭК <адрес> заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Считает, что все документы подтверждают принадлежность его к категории военнослужащих. А потому в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ ему дано право на получение ежемесячной денежной выплаты как инвалиду вследствие военной травмы. В судебном заседании истец Ковалев Г.В. поддержали исковые требования по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика УПФР по <адрес> и <адрес> по доверенности Щербакова О.А. иск не признала. При этом пояснила, что Ковалев Г.В. являлся получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «инвалид вследствие Чернобыльской катастрофы». Причину инвалидности устанавливают федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, а причинную связь полученных военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава (должностные лицами) органов, гражданами, призванными на военные сборы увечий, заболеваний устанавливает военно-врачебная комиссия. Пенсионным органам такое право действующим законодательством не предоставлено.Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности «военная травма», на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются. Удостоверение установленного образца у истца отсутствует. А потому Ковалев Г.В. не имеет права на получение ЕДВ по категории «военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы» в связи с тем, что заболевание им получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС и не связано с исполнением обязанностей военной службы. Представители третьих лиц ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» по доверенности Михеева О.А. и Комитета социальной защиты населения и опеки <адрес> по доверенности Черникова Н.А. в суде пояснили, что требования Ковалева Г.В. не основаны на действующем законодательстве, он не имеет права на получение ЕДВ по категории «военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы» в связи с тем, что заболевание им получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС и не связано с исполнением обязанностей военной службы. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). В соответствии с п. 12 и п. 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане могут обращаться за ЕДВ после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Согласно п.2 Перечня документов к заявлению о назначении ЕДВ в соответствии с Законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ в обязательном порядке должны быть приложены документы: 1) удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, 2) о признании инвалидом ВОВ или инвалидом боевых действий (инвалидом войны). Документом, подтверждающим статус инвалида войны, является удостоверение инвалида о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ч.4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с абз. 1 п. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации. Из указанного выше следует, что пункт 14 названных Правил разграничивает инвалидность, наступившую вследствие военной травмы, и инвалидность, связанную с катастрофой на Чернобыльской АЭС, а также и предусматривает указание иных причин инвалидности, кроме перечисленных в данном пункте, если это установлено законодательством Российской Федерации. Судом установлено, что Ковалев Г.В. являлся получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид вследствие Чернобыльской катастрофы в соответствии со ст.27.1 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ №.. Указанные обстоятельства подтверждены в суде копией пенсионного дела. Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ Ковалев Г.В. признан инвалидом второй группы. При этом из справки усматривается, что заболевание им получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Решение МСЭ Ковалевым не оспорено. Указанные обстоятельства также усматриваются из решения Российского межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационным воздействиям от ДД.ММ.ГГГГ. В силу абз. 5 пп. 1 п. 2 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон), а также иным действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих Закону, и другими актами законодательства, издаваемыми в соответствии с ними (статья 2 Закона). Согласно ч. 6, 7 и 9 ст.24 Закона под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Из приведенных норм следует, что Закон, являющийся специальным для граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривает установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности, а не военной травмы и инвалидности, с последствиями чернобыльской катастрофы. В соответствии со ст.8 ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Согласно п.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются: установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей свидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности. Таким образом, только федеральные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности (п.5 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»). Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения. Согласно п.41 Положения военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «общее заболевание», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска». Так, в соответствии с подп. «а» данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта «г» этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п. 2 Постановления Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, как общее заболевание;инвалид с детства;профессиональное заболевание;трудовое увечье;военная травма;заболевание получено в период военной службы;заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС;заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС и т.д. Из пункта 7 вышеназванного Разъяснения, следует,что если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма». Согласно пп. б п.41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее — Положение) военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма» в строго определенных случаях. При этом названное Положение не содержит норм о том, что военно-врачебные комиссии могут выносить заключения о причинной связи заболеваний с формулировкой «военная травма, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. п. 9 - 12 Разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ № с иными формулировками, например «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС». Как усматривается из пункта 12 Разъяснения, причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанные с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья. Кроме того, в соответствии с п. 40 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № только военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава (должностные лица) органов, граждане, призванные на военные сборы, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или уголовное дело в отношении которых передано в суд. Так как меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу п.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности «военная травма», на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются. Таким образом, Ковалев Г.В. не имеет права на получение ЕДВ по категории «военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы», так как заболевание им получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС и не связано с исполнением обязанностей военной службы. На основании изложенного, и в соответствии с указанными выше положениями закона, суд приходит к выводу, что оснований для признания за Ковалевым Г.В. права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для инвалида вследствие военной травмы, и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, и произвести выплату не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Ковалеву № в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) по <адрес> и <адрес> о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, и возложении обязанности произвести перерасчет и выплату отказать. Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: