решение по иску о признании права на единовременную денежную выплату



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Антаевой Е.В.,

при секретаре Першиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канищевой к ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитету строительства и архитектуры <адрес> о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Канищева М.М. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату. В обоснование заявленного иска указала о том, что является участником Великой Отечественной войны. Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она как участник Великой Отечественной войны, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако впоследствии Управление по учету и распределению жилья <адрес> письмом сообщило, что ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» ей отказано во включение в список ветеранов Великой Отечественной войны на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения со ссылкой на то, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, так как в 2010 году, проживая в доме площадью 53,9 кв м с составом семьи из двух человек, зарегистрировала в нем внука, жену внука, правнука, правнучку. Полагает указанный отказ незаконным и необоснованным, поскольку переселение внука с семьей обусловлено в постоянном уходе за ней и ее дочерью. Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание ее постановку на жилищный учет органом местного самоуправления, полагает, что, имея статус участника Великой Отечественной войны, она вправе претендовать на меры социальной поддержки, установленные Федеральным Законом «О ветеранах», в том числе на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, и считает необоснованным отказ ответчика во включении ее в соответствующий список на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В судебное заседание Канищева М.М., извещенная судом надлежащим образом, не явилась. Суд счел возможным рассмотреть дело с участием представителя по доверенности.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Демина И.М. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в уточненном иске. Просила суд обязать ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» включить Канищеву М.М. в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны – получателей указанной единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, и обязать Комитет строительства и архитектуры <адрес> предоставить ей единовременную денежную выплату.

Представитель ответчиков ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» и Комитета строительства и архитектуры <адрес> по доверенностям Малыгина Г.Г. возражала против удовлетворения иска. В обоснование своих возражений на иск указала на то, что отказ во включении в списки инвалидов, участников Великой Отечественной войны – получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в отношении Канищевой М.М. связан с выявлением в ее учетном деле оснований, по которым она не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Так, при проверке учетного дела было установлено, что Канищева М.М. умышленно ухудшила свои жилищные условия путем вселения в принадлежащее ей жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, внука, жену внука, правнука и правнучку, в связи с чемобеспеченность общей площадью лиц, в ней проживающих, стала менее учетной нормы. Указанные действия должны расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет запрет на признание такого лица нуждающимся в течение 5 лет со дня совершения указанных действий. Учитывая изложенные обстоятельства, просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьих лиц Администрации <адрес>, Управления по учету и распределению жилья <адрес> по доверенностям Горохова М.Е. просила иск удовлетворить, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Канищева обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Сначала было принято решение об отказе ей в принятии на учет. Впоследствии документы были направлены на правовую экспертизу. Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она как участник Великой Отечественной войны была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Указанное постановление никем не отменено. Осуществляя регистрацию внука в 2008 году и вселяя членов его семьи, Канищева М.М. не могла предвидеть об изменениях, внесенных в Указ Президента РФ в 2010 г., которые ей позволили встать на учет.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (пункт1) (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» жилыми помещениями обеспечиваются участники Великой Отечественной войны, признанные в установленном порядке нуждающи­мися в улучшении жилищных условий.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых поме­щениях, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жи­лищных условий осуществляется органами местного самоуправления в со­ответствии с нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, а так­же <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗКО «О порядке веде­ния органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуж­дающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социаль­ного найма».

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп утверждены Правила предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету <адрес> на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения.

В соответствии и п. 4 Правил, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пп, учетные дела ветеранов должны содержать следующие документы: заявление ветерана на получение денежной выплаты по форме согласно приложению к Правилам; выписка из решения органа местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и заверенные органом местного самоуправления копии документов, указанных в пункте 5 статьи 2 закона <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с учетом последней перерегистрации, проведенной в соответствии со ст. 6 указанного закона.

Как установлено в судебном заседании, Канищева М.М. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением.

Также судом установлено, что Канищева М.М. проживает в домовладении по <адрес>, принадлежащим ей на праве собственности в размере 13/25 доли.

ДД.ММ.ГГГГ Канищева М.М. обратилась в Управление по учету и распределению жилья <адрес> о выделении жилья.

Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она как участник Великой Отечественной войны была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Указанное постановление никем не отменено.

Письмом Управления по учету и распределению жилья <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ до сведения Канищевой М.М. было доведено, что по заключению ОГУ «Дирекция по жилищным субсидиям» от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в получении единовременной денежной выплаты со ссылкой на намеренное ухудшение ею своих жилищных условий, поскольку, проживая в доме общей площадью 53,9 кв м с семьей из двух человек (она и дочь) была обеспечена жилой площадью, а в 2010 году на данную площадь были зарегистрированы внук, жена внука, правнук, правнучка, чем были искусственно ухудшены жилищные условия.

Также судом установлено, что внук истицы ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован временно в домовладении по <адрес>, что подтверждено свидетельством о регистрации по месту пребывания. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 зарегистрирован по данному адресу постоянно.

Кроме того, судом установлено, что с мая 2008 года ФИО6 проживал и проживает по настоящее время в <адрес> совместно с супругой ФИО7 и детьми - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то есть до обращения Канищевой М.М. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При этом ФИО7, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в этом доме с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено в суде копией домой книги.

Ссылка представителя ответчиков на то, что у ФИО6 имелась в собственности квартира, которую он продал, а потому мог бы себя обеспечить жильем, по мнению суда, является несостоятельной.

Действительно, ранее ФИО6 проживал и был зарегистрирован в <адрес>, что подтверждено в суде справкой от ДД.ММ.ГГГГ. Однако согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, указанная квартира была продана. А, как пояснил в суде представитель истца, средства от проданной квартиры ФИО6 были израсходованы на ремонт домовладения по <адрес> и лечение. По мнению суда, собственник квартиры вправе был распорядиться денежными средствами по своему усмотрению.

Кроме того, в силу пункта 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов», то есть до внесения в него изменений, было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

И только в редакции от ДД.ММ.ГГГГ Указ Президента перестал содержать ограничение относительно срока постановки гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как установлено в суде, истица до ДД.ММ.ГГГГ в Управление по учету и распределению жилья <адрес> с заявлением о постановке на учет не обращалась и на учете не состояла, а обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.

А потому, отчуждая <адрес>, а также регистрируя внука в 2008 г., вселяя его семью в домовладение по <адрес>, ни ФИО6, ни Канищева М.М. не могли предвидеть о внесении изменений ДД.ММ.ГГГГ в Указ Президента РФ , которые предоставили ей соответствующее право на улучшение жилищных условий.

А потому с учетом действующего жилищного законодательства суд считает, что ответчиками необоснованно расценены действия Канищевой М.М., связанные с регистрацией по месту ее жительства внука, его жены, правнуков с сентября 2010 года внука в <адрес> как намеренное ухудшение жилищных условий.

Собственник жилого помещения в соответствии со ст. 209 ГК РФ вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

А потому Канищева М.М., осуществляя правомочия собственника, вправе была зарегистрировать и вселить ФИО6 и его семью в домовладение, принадлежащее ей на праве собственности.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии доказательств со стороны ответчиков в подтверждение того, что Канищева М.М., осуществляя регистрацию и вселение внука и его семьи, совершила умышленные и недобросовестные действия.

Анализируя вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца о признании ее лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и возложения на ответчиков обязательств по обеспечению Канищевой М.М. жильем посредством предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» включить Канищеву в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по <адрес>.

Обязать Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> предоставить Канищевой единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200