решение по иску об обязании предоставить вне очереди жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 20 июня 2011 года

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дюкаревой С.В.,

с участием истца Гнездиловой С.В., её представителя - адвоката Дворяновой Л.А., представившей ордер от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение , выданное УМЮ РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Мазаловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1728/14-2011 по иску Гнездиловой к Комитету социального обеспечения <адрес> об обязании предоставить вне очереди жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Гнездилова С.В. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение вне очереди, как ребенку оставшемуся без попечения родителей, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на обучении и воспитании на полном государственном обеспечении в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учёт граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем истица считала, что Администрация <адрес> обязана ей предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Как указано в иске, до настоящего времени ответчиком вне очереди ей не представлено жилое помещение. Более того, у истицы на иждивении находится малолетний ребёнок, с которым ей негде проживать.

Просила обязать ответчика Администрацию <адрес> предоставить ей вне очереди и в разумный срок жилое помещение пригодное для проживания.

В процессе рассмотрения иска, истица Гнездилова С.В. уточнила исковые требования, в соответствии которыми, истец исключила из числа ответчиков по делу Администрацию <адрес>, из числа третьих лиц Управление по учету и распределению жилья <адрес>, привлекла в качестве ответчика Комитет социального обеспечения <адрес>, а в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора истец привлекла: <адрес>, Администрацию <адрес>.

Просила обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Гнездиловой , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории <адрес>, площадью не менее установленных норм, за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании истица Гнездилова С.В. и её представитель Дворянова Л.А. поддержали уточненные исковые требования, считая, что новый ответчик несет обязанность по предоставлению жилья Гнездиловой С.В., как ребенку сироте, оставшейся без попечения родителей. Просили обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Гнездиловой С.В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, жилое помещение на территории <адрес>, площадью не менее установленных норм за счёт средств бюджета <адрес>.

Представитель ответчика Комитета социального обеспечения <адрес>, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Согласно ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители третьих лиц: <адрес>, Администрации <адрес>, так же надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Выслушав истицу и её представителя, изучив представленные материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 ФЗ№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность ФЗ № 150-ФЗ обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти, субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК, РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Исходя из системного толкования ч.1 и ч.2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лишь гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и ст. <адрес> -ЗКО от ДД.ММ.ГГГГ дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Судом установлено, что решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения – ФИО6, лишена в отношении дочери родительских прав.

В судебном заседании установлено, что решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отец истицы – ФИО7, так же лишен в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2 родительских прав.

Так же установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась на обучении и воспитании на полном государственном обеспечении в областном государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Новопоселеновская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» <адрес>, что подтверждается справкой указанного воспитательного учреждения, имеющейся в материалах гражданского дела.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ГОУ НПО «ПУ <адрес>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 проходила в нем обучение по очной форме и находилась на полном государственном обеспечении, поскольку являлась сиротой.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вступила в брак с ФИО3 и после регистрации брака ей присвоена фамилия «Гнездилова», что подтверждается свидетельством о заключении брака выданным Администрацией Верхнеллюбажского с/с <адрес>.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Гнездилова С.В. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с выпиской из решения от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, брак между Гнездиловой(Малахановой) и ФИО3, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.

Согласно копии паспорта Гнездиловой С.В. и домовой книге, в настоящее время Гнездилова С.В. зарегистрирована и проживает в домовладении по <адрес>, 41/100 доля которого принадлежит на праве собственности ФИО8

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», а так же уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, в собственности Гнездиловой С.В. недвижимого имущества не зарегистрировано.

Как указано в иске и нашло своё подтверждение при рассмотрении дела, до настоящего времени Гнездиловой С.В. жилого помещения по договору социального найма предоставлено не было.

Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Соответственно, гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицам из их числа вышеуказанного возраста.

Вместе с тем, статья 17 Конституции РФ гарантирует не отчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на жилище.

Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Таким образом, Гнездилова С.В. своим правом на внеочередное предоставление жилья не воспользовалась, находится в трудной жизненной ситуации и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Из требований части 2 ст. 37 ЖК РСФСР следовало, что вне очереди жилое помещение должно было предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Частью 3 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из смысла ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях - всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в настоящее время Гнездилова С.В. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» установлено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом <адрес>, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории <адрес>.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории <адрес> (далее - Порядок) утвержден Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеназванным Порядком Комитет строительства и архитектуры <адрес> определен уполномоченным органом при приобретении жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 10 Порядка установлено, что законный представитель ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год до наступления права подают заявление о внеочередном получении жилого помещения по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления.

Согласно нормам действующего законодательства, уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявлений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, ежегодно до 1 июля формирует список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения и состоящих на учете в уполномоченном органе местного самоуправления, по форме согласно приложению к настоящему Порядку с указанием даты постановки на учет каждого из них и направляет его в комитет строительства и стройиндустрии <адрес> для формирования в установленном порядке сводного списка указанной категории граждан <адрес> (п. 11 Порядка).

Комитет строительства и архитектуры <адрес> ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому, на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, формирует сводный список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по форме согласно приложению к настоящему Порядку (п. 12 Порядка).

Пунктом 18 Порядка установлено, что Комитет строительства и архитектуры <адрес> в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» областной целевой программы «Жилище» на 2009 - 2010 годы, оформляет заявку в Комитет по управлению имуществом <адрес> на проведение аукциона на покупку жилых помещений.

Доказательств того, что Гнездилова С.В. обеспечена жилым помещением, ответчиком суду не представлено.

С учетом изложенного Гнездилова С.В. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.

При этом, суд считает, что с учетом постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об определении Комитета по социальному обеспечению <адрес> уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии заложенных в бюджете Комитета социального обеспечения <адрес> на 2011год денежных средств на указанные цели, а потому суд считает, что именно Комитет социального обеспечения <адрес> является уполномоченным органом на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах, иск Гнездиловой С.В., с учетом его уточнения, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования, с учетом их уточнения, Гнездиловой , удовлетворить.

Обязать Комитет социального обеспечения <адрес> предоставить Гнездиловой , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение на территории <адрес>, площадью не менее установленных норм, за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Курский областной суд, через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.В. Дюкарева