Дело № 2 – 1761/25– 2011 г. 02 июня 2011 г. <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Ольховской И.А., с участием: истца – Часовских Е.Н.; представителя истца – Шашковой Т.Н.; представителя ответчиков – Андриевской В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску Часовских № к администрации <адрес> и управлению по учету и распределению жилья <адрес> об отмене постановления главы администрации <адрес> в части и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, установил: Часовских Е.Н. обратилась в суд с иском к администрации <адрес> и управлению по учету и распределению жилья <адрес> об отмене постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и признании ее нуждающейся в жилом помещении. Свои требования истица мотивировала тем, что вышеуказанным постановлением ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, бывшей несовершеннолетней узнице фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, неправомерно было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебном заседании истица и ее представитель уточнили исковые требования. Пояснили, что Часовских Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны и бывшей несовершеннолетней узницей фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В декабре 2010 года Часовских Е.Н., в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах», обратилась в управление по учету и распределению жилья <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Часовских Е.Н. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на том основании, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, вселив в квартиру ДД.ММ.ГГГГ жену внука и правнучку. Однако данный вывод не соответствует действительности. Часовских Е.Н. является собственником <адрес> с 1992 года. <адрес> данной квартиры составляет 44,3 кв.м. В данной квартире Часовских Е.Н. проживает с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире вместе с ней, как члены семьи, были зарегистрированы и постоянно проживали: ее дочь – Шашкова Т.Н., зять – ФИО5, внучка – ФИО6 и внук – ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 зарегистрировал брак с ФИО9, после чего последняя, как член семьи, переехала жить в вышеуказанную квартиру к своему мужу. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО7 с ФИО9 родилась дочь – ФИО8 После этого ФИО9 с дочерью некоторое время жила у своих родителей в <адрес>. С конца июля 2010 года ФИО9 с дочерью вновь стала проживать в квартире Часовских Е.Н. С этого времени в квартире Часовских Е.Н. фактически стали проживать семь человек. Учитывая стесненные условия проживания в квартире, семьей было принято решение, что Шашкова Т.Н. и ФИО5 выпишутся из квартиры и переедут жить в квартиру своих знакомых, а ФИО7 с ФИО9 и дочерью смогут нормально жить в квартире. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Шашкова Т.Н. и ФИО5 выписались из квартиры, а ФИО9 с дочерью – ФИО10 на следующий день ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировались в квартире. Таким образом, Часовских Е.Н. намеренно не ухудшала свои жилищные условия, поскольку эти условия фактически не изменились. Просили отменить постановление главы администрации <адрес> «О жилищных вопросах» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Часовских Е.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать ответчиков принять Часовских Е.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что Часовских Е.Н. намеренно ухудшила свои жилищные условия, вселив в квартиру ДД.ММ.ГГГГ жену внука и правнучку. Кроме того, управление по учету и распределению жилья <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку принятие решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не находится в его компетенции. Данное решение принимается администрацией <адрес>. Просил в удовлетворении заявленных требований истцу отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 07.05.2008 года в редакции Указа президента РФ от 09.01.2010 года № 30, постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Как следует из ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (в ред. Федеральных законов № 135-ФЗ от 29.06.2009, № 327-ФЗ от 21.12.2009, № 79-ФЗ от 06.05.2010) (далее – Закон), меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам, в том числе, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения; При этом изменения, внесенные Федеральным законом от 06.05.2010 N 79-ФЗ, в п.п. 4 п. 1 указанной статьи, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Согласно п. 1 ст. 23.2. Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 – 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из п. 2 этой статьи следует, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. П. 3 этой же статьи определяет, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В силу п. 11 ст. 23.2. Закона, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Как следует из Правил предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету <адрес> на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветерана и инвалидам Великой Отечественной войны, члена семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Курской области № 36-пп от 16.03.2010 года, денежные выплаты предоставляются комитетом строительства и архитектуры <адрес> ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на основании списков. Для составления списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения органы местного самоуправления формируют и представляют в ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» (далее - Дирекция) утвержденные главой исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления согласованные с органом социальной защиты населения по месту жительства ветерана, подтверждающим отнесение граждан к соответствующим категориям ветеранов в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по форме согласно приложению № к настоящим Правилам и учетные дела ветеранов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Курского городского Собрания «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ №-РС установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека. В судебном заседании установлено, что Часовских Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является в силу своего возраста нетрудоспособной вдовой участника Великой Отечественной войны и бывшей несовершеннолетней узницей фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. С ДД.ММ.ГГГГ Часовских Е.Н. проживает в двухкомнатной <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ она является собственником этой квартиры. <адрес> квартиры составляет 44,3 кв.м. В указанной квартире, кроме самой Часовских Е.Н., с ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы и постоянно проживали как члены ее семьи: ее дочь – Шашкова Т.Н., зять – ФИО5, внучка – ФИО6 и внук – ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 зарегистрировал брак с ФИО9, после чего последняя, как член семьи, переехала жить в вышеуказанную квартиру к своему мужу. С этого времени в квартире Часовских Е.Н. проживали шесть человек. С ДД.ММ.ГГГГ в квартире истицы стал проживать ее родственник ФИО11, который выехал из квартиры ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО7 с ФИО9 родилась дочь – ФИО8 После чего ФИО9 с дочерью некоторое время проживала у своих родителей в <адрес>. С конца июля 2010 года ФИО9 с дочерью вновь стали проживать в квартире Часовских Е.Н. С этого времени в квартире Часовских Е.Н. фактически стали проживать семь человек, из которых пятеро были зарегистрированы в этой квартире, а двое проживали без регистрации. Учитывая стесненные условия проживания в квартире, проживающие в ней члены семьи приняли решение, что Шашкова Т.Н. и ФИО5 выпишутся из квартиры и переедут жить в квартиру своих знакомых, а ФИО7 с ФИО9 и дочерью ФИО8 смогут нормально жить в квартире и зарегистрироваться в ней. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Шашкова Т.Н. и ФИО5 выписались из квартиры, а ФИО9 с дочерью – ФИО10 на следующий день ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировались в квартире. При этом данные действия не могут быть расценены как намеренное ухудшение жилищных условий Часовских Е.Н., поскольку они не были направлены на это, а напротив были направлены на создание более благоприятных условий ее проживания и проживания молодой семьи. Жилищные условия Часовских Е.Н. не были ухудшены, а как минимум, исходя из предыдущего количества зарегистрированный в квартире лиц, эти условия остались прежними. В то же время исходя из общего количества проживающих в квартире лиц, можно сделать вывод, что напротив жилищные условия Часовских Е.Н. были улучшены, поскольку в квартире остались проживать пять человек, а не семь. Кроме того, вселение в квартиру к своему отцу несовершеннолетней ФИО8 также не может быть расценено как намеренное ухудшение Часовских Е.Н. своих жилищных условий, поскольку в соответствии с действующим законодательством, местом жительства ребенка является место жительства его родителей и Часовских Е.Н. не могла препятствовать вселению дочери ФИО7 Учитывая общую площадь квартиры Часовских Е.Н., на каждого члена ее семьи приходится 8,86 кв.м., что ниже установленной учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом даже если при подсчете жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи, не учитывать ФИО9, на вселение которой Часовских Е.Н. могла не давать согласия, на каждого члена семьи Часовских Е.Н., проживающих в ее квартире (она сама, внучка – ФИО6, внук – ФИО7 и правнучка – ФИО8) приходится 11,075 кв.м., что также ниже установленной учетной нормы. Другого жилья, находящегося в собственности или по договору социального найма Часовских Е.Н. и члены ее семьи не имеют. В декабре 2010 года Часовских Е.Н., в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах», обратилась в управление по учету и распределению жилья <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей необоснованно было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на том основании, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, вселив в квартиру ДД.ММ.ГГГГ жену внука и правнучку. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон; копией справки Военного комиссариата <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ; копией удостоверения серии В №; копией удостоверения серии РА №; копией договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о заключении брака I-ЖТ №; копией свидетельства о рождении I-ЖТ №; показаниями свидетелей ФИО12 и ФИО13, которые пояснили, что после регистрации брака с ФИО7 ФИО9 проживала в квартире истицы, а после рождения у них дочери, последняя также стала проживать с ними; справкой МУЗ «Городская клиническая больница №» от ДД.ММ.ГГГГ №; копией истории развития ребенка ФИО8; лицевым счетом №; лицевым счетом №; уведомлениями Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №; письмами ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истицы к администрации <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования же к управлению по учету и распределению жилья <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком, так как принятие решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не находится в его компетенции. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, решил: исковые требования Часовских № к администрации <адрес> об отмене постановления главы администрации <адрес> в части и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворить. Отменить постановление администрации <адрес> «О жилищный вопросах» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Часовских № в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Обязать администрацию <адрес> принять Часовских №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдову участника Великой Отечественной войны и бывшую несовершеннолетнюю узницу фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, проживающую в <адрес>, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В удовлетворении требований Часовских № к управлению по учету и распределению жилья <адрес> отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд, через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья А.А. Гармашов