решение по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Антаевой Е.В.

при секретаре Першиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лунтовской к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) по г.Курску и Курскому району Курской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

Решением УПФР по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лунтовской Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа. Считая отказ необоснованным, Лунтовская Т.В. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать УПФР по <адрес> и <адрес> включить в спецстаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи документов в пенсионный орган.

В ходе рассмотрения дела заявленные требования уточнила с учетом решения УПФР по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , просила признать за нею право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи, МП «Городская станция скорой медицинской помощи», ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи», в том числе, отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента подачи документов в пенсионный орган.

В судебном заседании Лунтовская Т.В. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. При этом пояснила, что в спорный период выполняла функции фельдшера по приему-передаче вызовов в лечебно-профилактическом учреждении, оказывающем скорую неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению. На наименование учреждения и правильность написания ее должности она каким-либо образом повлиять не могла.

Представитель ответчика УПФР по <адрес> и <адрес> по доверенности Щербакова О.А. уточненные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ .

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что исковые требования Лунтовской Т.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Закона, лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лунтовская Т.В. обратилась в УПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решением УПФР по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ ) ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа. Подтверждено документами 21 год 10 месяцев 16 дней.

Не зачтен в спецстаж период работы Лунтовской Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи, МП «Городская станция скорой медицинской помощи», ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи», так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утв.постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №464, Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов, утв. Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. №377, а также Списком должностей и учреждений…, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. данная должность не предусмотрена.

В силу п. 9 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу названного закона.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников (здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв.Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.

Согласно Списку профессий и должностей работников (здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв.Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Этим Списком устанавливалось только наименование должностей и профессий, но не наименование учреждений.

В соответствии с указанным Списком, право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу, независимо от наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов, утв. Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. №377, в числе среднего медицинского персонала был поименован фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Лунтовская Т.В. в порядке служебного перевода зачислена на должность фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи (в дальнейшем МП «Городская станция скорой медицинской помощи», ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи»), а с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера выездной бригады.

В данный период учебные отпуска, отпуска без содержания не предоставлялись. Находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства подтверждены в суде копиями личной карточки формы Т2, приказа Городской станции скорой и неотложной помощи л/с от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжки, лицевыми счетами за спорный период и не оспаривались ответчиком.

Согласно справке МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лунтовская Т.В. выполняла работу в соответствии с должностной инструкцией фельдшера по приему-передаче вызовов (диспетчера подстанции), что подтверждено и пояснениями самой истицы.

Функциональные обязанности Лунтовской Т.В. не изменялись и были аналогичны должностной инструкции фельдшера по приему-передаче вызовов от ДД.ММ.ГГГГ.

Из должностной инструкции фельдшера по приему-передаче вызовов от ДД.ММ.ГГГГ, имеющейся в материалах дела, видно, что на данную должность назначается фельдшер, медицинская сестра, медработник, то есть средний медицинский персонал.

Данная инструкция свидетельствует и о том, что деятельность по указанной должности относится к деятельности по охране здоровья населения. Этого обстоятельства не оспаривал представитель ответчика.

При этом суд не может согласиться с доводами о том, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи не может быть засчитан в спецстаж по тому основанию, что Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утв.постановлением Совета Министров от 06.09.1991 г. №464, и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утв. приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 к постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, вышеуказанное учреждение не поименовано.

Согласно справке о переименованиях Станция скорой и неотложной медицинской помощи начала свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением исполкома <адрес> Совета народных депутатов №271-Р от 17.07.1990 г., приказом Курского Облздравотдела области №337-к от 09.08.1990 г., приказом Курского горздравотдела №82 от 26.07.1990 г..

ДД.ММ.ГГГГ Станция скорой и неотложной медицинской помощи реорганизована в Муниципальное предприятие «Городская станция скорой медицинской помощи» на основании распоряжения главы администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Комитета по управлению имуществом <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное предприятие «Городская станция скорой медицинской помощи» преобразовано в Муниципальное медицинское учреждение «Городская станция скорой медицинской помощи». ДД.ММ.ГГГГ преобразовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи».

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что несмотря на все переименования Станции скорой медицинской помощи основная цель, предмет, деятельность медицинского учреждения, а также основная цель работы являлась и является оказание скорой медицинской помощи населению <адрес>.

Как указано выше и подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ , функциональные обязанности Лунтовской Т.В. не изменялись и были аналогичны должностной инструкции фельдшера по приему-передаче вызовов (диспетчера подстанции) от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в спорный период, трудовая деятельность истца была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работала истец в медицинском учреждении, оказывающем скорую и неотложную медицинскую помощь взрослому и детскому населению, что следует из учредительных документов.

В соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении вопроса о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, в том числе, из характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Таким образом, при разрешении вопроса о праве работника на включение определенного периода деятельности для назначения льготной пенсии следует исходить не только из наименования лечебного учреждения, его структурного подразделения, наименования занимаемой должности, но и из фактического рода деятельности учреждения, структурного подразделения и конкретного работника.

До ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ», в соответствии со ст.83 которого Правительству РФ было предоставлено право утвердить Списки лишь соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу.

Суд считает, что неправильное наименование должности и учреждения не влияло на вид и характер лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, осуществляемой истцом, и не может ограничивать гарантированное государством право истца на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Кроме того, после переименований наименование учреждения было приведено в соответствие со Списком…№781 от ДД.ММ.ГГГГ, и с Законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ», действующими на день вынесения решения комиссией.

Таким образом, оценивая имеющиеся доказательства в их совокупности с учетом относимости и допустимости каждого из них, суд приходит к выводу, что в оспариваемые периоды, работая в должности фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи (в дальнейшем МП «Городская станция скорой медицинской помощи», ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи»), истец непосредственно занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

При этом суд принимает во внимание, что в связи с реорганизацией и переименованиями лечебного учреждения, ее функциональные обязанности не изменялись, относились к выполнению работы по должности среднего медицинского персонала.

А потому суд считает оспариваемый период подлежащим к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При вынесении решения суд также учитывает, что в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утв.постановлением Правительства РФ № 781, периоды работы в должностях, в учреждениях, указанных в Списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Оспариваемый период имел место до ДД.ММ.ГГГГ, а потому не требовал соблюдения вышеуказанного условия.

Также в судебном заседании установлено, что истица имеет дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Лунтовской Т.В. был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Фактически истец приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствуют копии личной карточки формы Т2, приказа от ДД.ММ.ГГГГ и карточка-справка за 1990 г..

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривала включение такого периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. И только с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность отпуска по уходу за ребенком была увеличена с ДД.ММ.ГГГГ до 3-х лет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. №375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

В период рождения ребенка истица работала в должности фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи, которая зачтена судом в спецстаж.

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в специальный стаж.

При этом суд учитывает статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на нее.

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как установлено судом, Лунтовская Т.В. обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ.

Документами на момент обращения с заявлением было подтверждено 21 год 10 месяцев 16 дней.

С учетом включенных судом спорных периодов на момент ее обращения в пенсионный орган, у истца имеется 30-летний специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а, следовательно, ее исковые требования в части признания права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и назначении данной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб..

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лунтовской удовлетворить.

Признать за Лунтовской право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> и <адрес> засчитать Лунтовской в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера Станции скорой и неотложной помощи, МП «Городская станция скорой медицинской помощи», ММУ «Городская станция скорой медицинской помощи» и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по <адрес> и <адрес> в пользу Лунтовской судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) руб. 00 коп..

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200