решение по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-2925/3-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 августа 2011 года г. Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Геращенко Е.М.

при участии истца – Ливенцевой И.А.,

представителя ответчика по доверенности – Власовой Н.М.,

при секретаре – Щадных Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ливенцевой к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Ливенцевой И.А. отказано в досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия 25 лет специального стажа. Документально подтверждено в соответствии с действующим законодательством 8 лет 02 месяца 03 дня, в соответствии с ранее действующим законодательством – 23 года 03 месяца 03 дня. По ранее действующему законодательству периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Обоянском дошкольном детском доме не засчитаны в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением №781 от 29.10.2000 года, вышеназванное учреждение не предусмотрено. Кроме того, не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ливенцева И.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику о признании отказа УПФ РФ (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) о назначении трудовой пенсии необоснованным; просила суд обязать включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Обоянском дошкольном детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ курсы повышения квалификации; обязать назначить досрочную трудовую пенсию с момента первоначального обращения – с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Ливенцева И.А. уточнила исковые требования и просила суд признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ответчика включить в специальный стаж по нормам ранее действующего законодательства периоды ее работы в Обоянском дошкольном детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности Власова Н.М. заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в Решении Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п.9 ст. 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного закона.

Постановлением Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999 года утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

В силу п. 3 названного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР №463 от 6 сентября 1991 года в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях. предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Условием, определяющим право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей в соответствии со ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» является выслуга не менее 25 лет.

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999г., поименован «детский дом». Добавление к названию детского дома приставки «дошкольный» не меняют сущности данного учреждения.

Так, согласно представленным истцом Уставам, данное учреждение, независимо от изменений в названии, значилось зарегистрированным по одному и тому же адресу: <адрес>, и имело одну и ту же цель деятельности – освоение образовательных программ, обучение и воспитание. В своей деятельности детский дом руководствовался Законом РФ «Об образовании» Типовыми положениями об общеобразовательном учреждении, решениями Правительства РФ органов управления образования всех уровней.

В соответствии со ст. 27 п.1, п.п.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.01 года право на досрочную трудовую пенсию ставится законом в зависимость лишь от вида деятельности - педагогической и возможности отнесения учреждений, в которых протекала указанная деятельность, к разряду образовательных, но не от названия учреждения, поскольку самим Законом «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено исчерпывающего, ограничивающего перечня организационно-правовых форм учреждений, и конкретных должностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия.

Согласно ч.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ при необходимости. Однако Правительство РФ не наделено правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо, не предусмотренные законом ограничения, в связи с чем содержащиеся в утвержденном Правительством перечне ограничения не должны противоречить принципу, изложенному в самом Федеральном законе.

Таким образом, суд исходит из того, что утвержденный Правительством перечень учреждений и должностей, имеет лишь ориентирующее значение в возможности отнесения конкретной деятельности работника к педагогической, осуществляемой в образовательных учреждениях.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что общеобразовательный вид деятельности учреждения, в котором работала истец, и наличие у данного учреждения образовательного статуса, исключают возможность отказа истцу в зачете соответствующего периода ее деятельности в указанном учреждении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии независимо от незначительного несоответствия названия данного учреждения названию, поименованному в Списке, утвержденном Правительством РФ.

В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, периоды выполнявшейся работы после 1 сентября 2000 года включаются в специальный стаж для назначения пенсии при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Как видно из представленных в материалах дела тарификационных списков за 1998 – 2001 учебные годы, сетки занятий по возрастным группам Обоянского детского дома на 2011 год, лицевых счетов за период с 1999 г. по 2001 г., карточек – справок за период с 1999 г. по 2001 г., карточки формы Т-2, Ливенцева И.А. выполняла педагогическую нагрузку на полную ставку.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о включении Ливенцевой И.А. периодов ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Обоянском дошкольном детском доме, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ливенцева И.А. находилась на курсах повышения квалификации.

Помимо объяснений сторон, указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, справкой работодателя о характере работы истца в спорный период, находящейся в материалах пенсионного дела, лицевыми счетами, выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на курсы повышения квалификации.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Учитывая, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось рабочее место и заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные спорные периоды Ливенцевой И.А., а именно нахождение на курсах повышения квалификации, подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

При этом суд учитывает положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

А также принимает во внимание положения пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781), в соответствии с которым периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом и периода, у истицы на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства имелось 23 года 03 месяца 03 дня специального стажа. Заявление истицы в пенсионный орган о назначении пенсии истица Ливенцева И.А. подала ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом включенных судом в специальный стаж спорных периодов, а так же исходя из заявленных Ливенцевой И.А. исковых требований, учитывая положения ч.3 ст.196 ГПК РФ, на ДД.ММ.ГГГГ у истицы имеется специальный стаж более 25 лет, а потому ее требования подлежат удовлетворению с момента обращения на назначение пенсии.

С учетом изложенного, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ливенцевой к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать за Ливенцевой право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) включить Ливенцевой периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в Обоянском дошкольном детском доме, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности и досрочно назначить Ливенцевой Ирине Александровне трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Е.М. Геращенко