решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2 - 2612/25 – 2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

14 июля 2011 г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Ольховской И.А., с участием:

истца – Хвостикова А.И.;

представителя истца – Молжаниновой Ю.С.;

представителя ответчиков администрации <адрес> и управления по учету и распределению жилья <адрес> – Гороховой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску Хвостикова в интересах недееспособного ФИО2 к администрации г. Курска, управлению по учету и распределению жилья г. Курска, администрации Курской области, Правительству Курской области и комитету строительства и архитектуры Курской области о предоставлении жилого помещения,

установил:

Хвостиков А.И. в интересах недееспособного ФИО2 обратился в суд с иском к управлению по учету и распределению жилья <адрес> о предоставлении последнему жилого помещения.

Свои требования истец мотивировал тем, что ФИО3 в соответствии с действующим законодательством имеет право на внеочередное предоставление ему по договору социального найма жилого помещения. Однако до настоящего времени ФИО3 жилое помещение не предоставлено.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация г. Курска и администрация Курской области.

По ходатайству истца и его представителя к участию в деле в качестве соответчиков также были привлечены Правительство Курской области и комитет строительства и архитектуры Курской области.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования. Просили обязать ответчиков предоставить ФИО3, как инвалиду, страдающему в тяжелой форме хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, нуждающемуся в жилом помещении и имеющему право на внеочередное получение жилья, жилое помещение по договору социального найма.

Представитель ответчиков администрации г. Курска и управления по учету и распределению жилья г. Курска в судебном заседании исковые требования не признал. Считая, что администрация г. Курска и управление по учету и распределению жилья г. Курска являются по данному делу ненадлежащими ответчика, просил в удовлетворении требований истца к данным ответчикам отказать.

Представитель ответчиков администрации Курской области и Правительства Курской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Сведений или каких-либо документов, свидетельствующих об уважительности причин своей неявки в суд, не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В своих объяснениях, данных в ходе предыдущих судебных заседаниях, и оглашенных в судебном заседании в порядке ч. 2 ст. 174 ГПК РФ, представитель администрации Курской области и Правительства Курской области исковые требования не признал. Пояснил, что администрация Курской области и Правительство Курской области являются ненадлежащими ответчиками по данному делу. Просил в удовлетворении требований истца отказать.

Представитель ответчика комитет строительства и архитектуры Курской области также в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Сведений или каких-либо документов, свидетельствующих об уважительности причин своей неявки в суд, не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчиков администрации г. Курска и управления по учету и распределению жилья г. Курска, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением администрации Курской области от 03.07.2006 года № 65 установлено, что обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов осуществляется путем предоставления социальных выплат за счет средств субвенций, поступающих из федерального бюджета, на приобретение жилья в соответствии с нормативами общей площади жилых помещений, установленными федеральным законодательством.

Постановлением Правительства Курской области от 29.08.2006 года № 180 разработан порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета, выделяемых бюджету Курской области в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации, по которому комитету строительства и архитектуры Курской области, комитет социального обеспечения Курской области и комитету финансов Курской области поручено осуществлять мероприятия направленные на реализацию указанных полномочий.

Исходя из ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378, в этот перечень входят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

П. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 817, устанавливает, что психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения, относятся к таких заболеваниям.

Из ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 189-ФЗ.

Как следует из ст. 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет первую группу инвалидности и имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.

В 2001 году ФИО3 в составе семьи, состоящей из него, его матери – ФИО7 и его отца – ФИО8 в статусе переселенцев из <адрес> приехал в <адрес>, где с указанной семьей был зарегистрирован и стал проживать по договору безвозмездного пользования в <адрес>, принадлежащей его брату – ФИО9

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан недееспособным. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над ним была установлена опека его брата – Хвостикова А.И., проживающего в принадлежащем ему доме, по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, в связи с тем, что он не имеет собственного жилого помещения и необходимостью осуществления за ним ухода, был зарегистрирован и стал проживать по договору безвозмездного пользования в доме своего опекуна брата – Хвостикова А.И., общей площадью 61,8 кв. м., жилой площадью 40,5 кв.м. Также в этом доме проживают члены семьи Хвостикова А.И. – ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 Какого-либо иного жилого помещения на территории <адрес>, находящегося в собственности или занимаемого им по договору социального найма, ФИО3 не имеет.

Согласно постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. При этом, в соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года № 817, Хвостиков Е.И. имеет право на дополнительную жилую площадь. Однако до настоящего времени жилое помещение ФИО3 не предоставлено.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, его представителя, представителя администрации <адрес> и управления по учету и распределению жилья <адрес>, показаниями свидетеля ФИО18, копией решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копией справки об инвалидности, копией заключения ВК от ДД.ММ.ГГГГ , копией заключения ВКК от ДД.ММ.ГГГГ , копией выписки из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , копией уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , копией справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ , копией справки жилищного департамента <адрес>, копией заявления от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, лицевым счетом , копией свидетельства о государственной регистрации права, копией справки от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора от ДД.ММ.ГГГГ, копией домовой книги, копией технического паспорта жилого <адрес>.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца к администрации г. Курска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования же истца к управлению по учету и распределению жилья г. Курска, администрации Курской области, Правительству Курской области и комитету строительства и архитектуры Курской области удовлетворению не подлежат как заявленные к ненадлежащим ответчикам, поскольку предъявление к ним требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не основано на законе.

Доводы представителя ответчика администрации г. Курска о том, что администрация г. Курска является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными, поскольку исходя из вышеприведенных правовых норм администрация г. Курска обязана предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Хвостикова в интересах недееспособного ФИО2 к администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию города Курска предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке на территории муниципального образования «г. Курск» жилое помещение в виде отдельной благоустроенной квартиры жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

В удовлетворении требований Хвостикова в интересах недееспособного ФИО2 к управлению по учету и распределению жилья г. Курска, администрации Курской области, Правительству Курской области и комитету строительства и архитектуры Курской области о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд, через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А.А. Гармашов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200