решение по иску об отмене постановления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Антаевой Е.В.,

с участием адвоката Синдеева Н.А.,

при секретаре Першиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колюбаевой к Администрации <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес>, ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» об отмене постановления, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении в списки на получение денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения и обязании предоставить единовременную денежную выплату,

установил:

Колюбаева М.С. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес>, Комитету строительства и архитектуры <адрес>, ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» об отмене постановления, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в списки на получение денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения и обязании предоставить единовременную денежную выплату. В обоснование иска указала, что является участницей Великой Отечественной войны. В феврале 2011 года обратилась с заявлением в Управление по учету и распределению жилья о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет со ссылкой на то, что она обеспечена жилой площадью более учетной нормы, и что ухудшила свои жилищные условия в результате мены квартиры. По утверждению истицы, ответчик незаконно отказал в принятии на учет в качестве нуждающейся, посчитав, что на каждого члена семьи приходится более учетной нормы жилой площади. Она не является членом семьи сына, семейные отношения между собой они не поддерживают, сын создал свою семью, состоит в гражданском браке. Она как участник Великой Отечественной войны, не обеспечена жильем, имеет право на предоставление денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В судебном заседании Колюбаева М.С. и ее представитель по устному ходатайству Синдеев Н.А. ранее неоднократно уточненные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Администрации <адрес> Андриевская В.П. просила в иске отказать по основаниям, указанным в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. При этом указала, что в силу закона истец является членом семьи сына, являющегося собственником квартиры. Площадь квартиры, в которой проживает истица, составляет 30 кв м, то есть на двух человек приходится более учетной нормы. Также пояснила, что истица ранее проживала в 2-х комнатной квартире, в 2009 году был произведен обмен, а потому просила применить положения ст.53 ЖК РФ.

Представители ответчиков ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», Комитета строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее ответчиком ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» был представлен отзыв, из которого видно, что исковые требования не признают, так как они не основаны на законе.

Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа президента РФ от 09.01.2010 года №30, было постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с п.3 ст.23.2 Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

При этом согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Курского городского собрания от 04 мая 2005 года №108-ЗРС установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв м.

Порядок обеспечения мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению их жильем предусмотрен ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», согласно которой полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов войны (ст.14 ФЗ «О ветеранах») Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению данных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Правила предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Курской области на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утверждены постановлением Правительства Курской области №36-пп от 16.03.2010 г..

В соответствии с п. 2 указанных Правил, денежные выплаты предоставляются комитетом строительства и стройиндустрии Курской области ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Законом Курской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на основании списков, формируемых в соответствии с п. 3-7 Правил.

Для составления списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения органы местного самоуправления формируют и представляют в ОГУ «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» (далее - Дирекция) утвержденные главой исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления согласованные с органом социальной защиты населения по месту жительства ветерана, подтверждающим отнесение граждан к соответствующим категориям ветеранов в соответствии с ФЗ «О ветеранах», список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по утвержденной форме (приложение №1 к Правилам) и учетные дела ветеранов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

После чего дирекция производит проверку поступивших документов. В случае выявления в представленных документах недостоверных данных Дирекция в течение 3 рабочих дней уведомляет об этом орган местного самоуправления, в котором ветеран состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления в течение 30 рабочих дней рассматривает замечания Дирекции, уведомляет ветерана об имеющихся замечаниях, проводит работу по их устранению или принимает решение о снятии ветерана с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. О принятом решении орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней информирует Дирекцию.

На основании представленных органами местного самоуправления списков и учетных дел ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Дирекция формирует список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на соответствующий месяц по утвержденной форме (приложение №3 к Правилам) и направляет его до 25-го числа каждого месяца в комитет строительства и стройиндустрии Курской области.

На основании списка получателей денежной выплаты, представленного Дирекцией, Комитет строительства и стройиндустрии Курской области готовит проект распоряжения Правительства Курской области об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий месяц и направляет его до 28-го числа каждого месяца на утверждение в Правительство Курской области.

После чего Дирекция в течение 10 рабочих дней оформляет свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по утвержденной форме (приложение №4 к Правилам), которое передается представителям органов местного самоуправления по акту приема-передачи и подлежит дальнейшему вручению ветеранам (п. 9 Правил).

В судебном заседании установлено, что истец Колюбаева М.С. является участником Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением серии .

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Колюбаевой М.С. было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как участнику Великой Отечественной войны, со ссылкой на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ и п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

Основанием иска Колюбаевой М.С. является нуждаемость ее в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, и истцом в этой связи доказывается, что она не является членом семьи собственника жилого помещения.

Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ истица проживала и была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ вместе с сыном ФИО5 в 2-х комнатной <адрес>.

Как указано истицей и свидетелем ФИО5, данная квартира ранее была приватизирована на состав семьи из 3-х человек, в том числе, и Колюбаеву М.С.. При этом собственником квартиры являлся отец ФИО5, который при жизни оставил на его имя завещание. После смерти указанная квартира на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ перешла в собственность ФИО5. Впоследствии ФИО5 совершил обмен указанной квартиры на однокомнатную <адрес>, общей площадью 31,1 кв м, в <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждены в суде договором мены от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, сама истица в судебном заседании поясняла, что она принимала участие в приватизации 2-х комнатной <адрес>.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, истица имела право проживания в 2-х комнатной <адрес> в соответствии с положениями ст.19 Вводного закона ЖК РФ, где указано, что если в момент приватизации жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).

Из указанного следует, что истица добровольно ухудшила свои жилищные условия, переселившись в <адрес>, общей площадью 31,10 кв м, в <адрес>. Согласно указанной выше норме закона у Колюбаевой М.С. имеется бессрочное право проживания в <адрес>, которая принадлежит на праве собственности ее внучке ФИО6

Кроме того, судом установлено, что после совершения обмена 2-х комнатной <адрес> истица вдвоем с сыном переехала в <адрес>, общей площадью 31,10 кв м, в <адрес>, которая на праве собственности принадлежит ее сыну ФИО5, что подтверждено в суде свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Ч.2 ст.31 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользоваться данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники, независимо от степени родства (например бабушки, дедушки…), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установления юридического факте вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержание волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснения сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов и других доказательств.

Доводы истицы и ее представителя о том, что, проживая совместно с сыном- собственником квартиры, она проживает не на правах члена его семьи, так как ведет с ним раздельное хозяйство, суд не может признать состоятельными, поскольку истица является членом семьи собственника в силу положений ст.31 ЖК РФ, а потому показания свидетелей ФИО5 и ФИО7 о том, что истица и ФИО5 не являются членами одной семьи, суд не принял во внимание.

Согласно представленным в суд материалам, <адрес>, в которой проживают истица и собственник квартиры, имеет общую площадь 31,10 кв м, то есть на каждого приходится более учетной нормы (12 кв м).

Доводы истицы о том, что в настоящее время ее сын состоит в зарегистрированном браке с ФИО8, которая значится зарегистрированной и проживает в квартире, суд не принял во внимание, так как заявление истицей в суд было подано ДД.ММ.ГГГГ, а брак между сыном ФИО5 и ФИО8 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, что, по мнению суда, бесспорно свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий проживающими в спорной квартире гражданами, в том числе и истицей с целью приобретения права состоять на жилищном учете.

Предоставлялось ли Колюбаевой М.С. для проживания жилое помещение, по каким-либо иным основаниям в судебном заседании не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о несостоятельности утверждений истца о том, что Колюбаева М.С. не является членом семьи своего сына.

Таким образом, установив, что истица является членом семьи собственника жилого помещения, проживает в таком качестве в квартире, в которой на каждого члена семьи приходится больше учетной нормы, оснований считать ее нуждающейся в жилом помещении не имеется. А потому суд отказывает Колюбаевой М.С. в иске в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Колюбаевой к Администрации г.Курска, Комитету строительства и архитектуры Курской области, ОГУ «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» об отмене постановления, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включении в списки на получение денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения и обязании предоставить единовременную денежную выплату отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: