решение по иску о педоставлении жилого помещения вне очереди



Дело № 2 - 3936/25 – 2011 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

24 августа 2011 г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Ольховской И.А., с участием:

прокурора – помощника прокурора Поныровского района Курской области Борисова Н.А.;

истца – Клименко А.С.;

представителя ответчика Администрации Курской области – Жирова Е.В.;

представителя ответчика Комитета социального обеспечения Курской области – Поповой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску прокурора Глушковского района Курской области в интересах Клименко к Администрации Курской области и Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,

установил:

прокурор Глушковского района Курской области в интересах Клименко А.С. обратился в суд с иском к Администрации Курской области и комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении последней по договору социального найма жилого помещения.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что согласно свидетельству о рождении серии II ЖТ , выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> родителями Клименко А.С. являются ФИО7 и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и ФИО7 развелись, после расторжения брака ФИО8 присвоена фамилия ФИО9. Решением Глушковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО9 лишены родительских прав в отношении Клименко А.С.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 назначен опекуном несовершеннолетней Клименко А.С. Клименко А.С. в 2004 года окончила Кульбакинскую среднюю общеобразовательную школу, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Российском государственном социальном университете. Постановлением Главы администрации Сергеевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Клименко А.С. поставлена на учет для получения жилой площади. Однако до настоящего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Клименко А.С. жилое помещение не предоставлено, она проживает в домовладении своего свекра ФИО11 по адресу <адрес>. Недвижимого имущества за ней не зарегистрировано. Просил обязать Администрацию Курской области и Комитет социального обеспечения Курской области предоставить Клименко А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства истца не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования. В связи с тем, что Клименко А.С. постоянно проживает в <адрес> просил предоставить Клименко А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес>.

Клименко А.С. в судебном заседании поддержала уточненные требования прокурора, заявленные в ее интересах.

Представитель администрации <адрес> в удовлетворении уточных требований прокурора просил отказать как заявленных к ненадлежащему ответчику. Пояснил, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па таким органом является комитет социального обеспечения Курской области.

Представитель комитета социального обеспечения Курской области в судебном заседании, не оспаривая необходимость обеспечения Клименко А.С. жилым помещением и то обстоятельство, что комитет социального обеспечения является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории лиц, указал, что дополнительные гарантии детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из ст. 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее – Закон), законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ст. 4 Закона устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

В силу ст. 5 Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Курской области от 13.06.2007 года № 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом администрацией Курской области, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Курской области.

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения Курской области.

Согласно разъяснению, содержащемуся в определении Конституционного суда РФ № 250-О-П от 05.02.2009 года, обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из ч. 3 ст. 49 ЖК РФ следует, что отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В судебном заседании установлено, что Клименко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. (решением Глушковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители лишены родительских прав в отношении Клименко А.С.). Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Клименко А.С. была учреждена опека, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Российском государственном социальном университете. В соответствии с постановлением главы администрации Сергеевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Клименко А.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. Однако до настоящего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Клименко А.С. жилое помещение не предоставлено. Какого-либо иного жилого помещения на территории Курской области, закрепленного за ней, Клименко А.С. не имеет, с 2004 года проживает в г. Курске.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела и сторонами не оспаривались.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что уточненные требования прокурора в интересах Клименко А.С. к комитету социального обеспечения Курской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования же к администрации Курской области удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Глушковского района Курской области в интересах Клименко к комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать комитет социального обеспечения Курской области предоставить Клименко на территории муниципального образования «г. Курск» благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, приобретенное за счет средств бюджета Курской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора Глушковского района Курской области в интересах Клименко Александры Сергеевны к администрации Курской области о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд, через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья А.А. Гармашов