Дело № 2 - 3936/25 – 2011 г. 24 августа 2011 г. г. Курск Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Ольховской И.А., с участием: прокурора – помощника прокурора Поныровского района Курской области Борисова Н.А.; истца – Клименко А.С.; представителя ответчика Администрации Курской области – Жирова Е.В.; представителя ответчика Комитета социального обеспечения Курской области – Поповой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску прокурора Глушковского района Курской области в интересах Клименко № к Администрации Курской области и Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, установил: прокурор Глушковского района Курской области в интересах Клименко А.С. обратился в суд с иском к Администрации Курской области и комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении последней по договору социального найма жилого помещения. Свои требования прокурор мотивировал тем, что согласно свидетельству о рождении серии II ЖТ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 <адрес> родителями Клименко А.С. являются ФИО7 и ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и ФИО7 развелись, после расторжения брака ФИО8 присвоена фамилия ФИО9. Решением Глушковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 и ФИО9 лишены родительских прав в отношении Клименко А.С. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО10 назначен опекуном несовершеннолетней Клименко А.С. Клименко А.С. в 2004 года окончила Кульбакинскую среднюю общеобразовательную школу, затем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Российском государственном социальном университете. Постановлением Главы администрации Сергеевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Клименко А.С. поставлена на учет для получения жилой площади. Однако до настоящего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Клименко А.С. жилое помещение не предоставлено, она проживает в домовладении своего свекра ФИО11 по адресу <адрес>. Недвижимого имущества за ней не зарегистрировано. Просил обязать Администрацию Курской области и Комитет социального обеспечения Курской области предоставить Клименко А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства истца не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования. В связи с тем, что Клименко А.С. постоянно проживает в <адрес> просил предоставить Клименко А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес>. Клименко А.С. в судебном заседании поддержала уточненные требования прокурора, заявленные в ее интересах. Представитель администрации <адрес> в удовлетворении уточных требований прокурора просил отказать как заявленных к ненадлежащему ответчику. Пояснил, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым функции по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами исполнительной власти <адрес>. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па таким органом является комитет социального обеспечения Курской области. Представитель комитета социального обеспечения Курской области в судебном заседании, не оспаривая необходимость обеспечения Клименко А.С. жилым помещением и то обстоятельство, что комитет социального обеспечения является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной выше категории лиц, указал, что дополнительные гарантии детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями являются расходными обязательствами субъекта РФ. Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Как следует из ст. 3 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее – Закон), законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ст. 4 Закона устанавливает, что дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. В силу ст. 5 Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Курской области от 13.06.2007 года № 59-ЗКО «О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области» предусмотрено, что реализация мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, определяемом администрацией Курской области, посредством установления порядка обеспечения сохранности имущества и жилого помещения, закрепленного детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), и установления порядка обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Курской области. В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на обеспечение жилых помещений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определен Комитет социального обеспечения Курской области. Согласно разъяснению, содержащемуся в определении Конституционного суда РФ № 250-О-П от 05.02.2009 года, обязанность обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Из ч. 3 ст. 49 ЖК РФ следует, что отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом президента РФ или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В судебном заседании установлено, что Клименко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей – сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. (решением Глушковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ родители лишены родительских прав в отношении Клименко А.С.). Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Клименко А.С. была учреждена опека, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Российском государственном социальном университете. В соответствии с постановлением главы администрации Сергеевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Клименко А.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. Однако до настоящего времени, в соответствии с требованиями действующего законодательства о государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Клименко А.С. жилое помещение не предоставлено. Какого-либо иного жилого помещения на территории Курской области, закрепленного за ней, Клименко А.С. не имеет, с 2004 года проживает в г. Курске. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела и сторонами не оспаривались. При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что уточненные требования прокурора в интересах Клименко А.С. к комитету социального обеспечения Курской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Требования же к администрации Курской области удовлетворению не подлежат. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, решил: исковые требования прокурора Глушковского района Курской области в интересах Клименко № к комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать комитет социального обеспечения Курской области предоставить Клименко № на территории муниципального образования «г. Курск» благоустроенное жилое помещение жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, приобретенное за счет средств бюджета Курской области. В удовлетворении исковых требований прокурора Глушковского района Курской области в интересах Клименко Александры Сергеевны к администрации Курской области о предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курский областной суд, через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья А.А. Гармашов