решение по иску о включении в стаж работы периодов работы



Дело № 2-5235/16-2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Ходячих О.В.,

при секретаре Халиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переверзевой к Курскому областному суду, Судебному Департаменту при Верховном Суде РФ о включении в стаж работы периодов работы,

У С Т А Н О В И Л:

Переверзева И.Н. обратилась в суд с иском к Курскому областному суду, Судебному Департаменту при Верховном Суде РФ о включении в стаж работы периодов работы, мотивируя заявленные требования тем, что в связи с возникновением права на ежемесячное пожизненное содержание (стаж работы более 20 лет), а также в связи с продолжением работы в должности судьи Курского областного суда, в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ от 10.01.1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» она, в соответствии с Инструкцией о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, обратилась с заявлением о назначении ей и выплате ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое могло быть назначено при выходе в отставку. Решением комиссии при Курском областном суде по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в установлении ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку, ввиду непредставления документов о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидату для замещения должности специалиста (должностная инструкция, регламент, иные документы), содержащих информацию о необходимости наличия высшего юридического образования для занятия должности специалиста 1 категории, ведущего специалиста и главного специалиста. Как следует из содержания указанного решения, комиссией ставятся под сомнение периоды ее работы в должностях специалиста 1 категории по судебной работе, специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве и главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве Управления юстиции Администрации Курской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако комиссия допускает возможность зачета указанных спорных периодов работы в стаж работы в качестве судьи и по юридической профессии при условии представления документов о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидату для замещения должности специалиста (должностная инструкция, регламент, иные документы), содержащих информацию о необходимости наличия высшего юридического образования для занятия указанных должностей. Для подтверждения того факта, что для замещения указанных должностей в названный период времени требовалось наличие высшего юридического образования, она обратилась с запросом в Государственный архив <адрес>. Однако по сообщению директора госархива от ДД.ММ.ГГГГ в архивном фонде Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> приказы начальника управления по основной деятельности за указанный спорный период, в том числе приказы начальника Управления юстиции о переименовании должностей, отсутствуют; должностные инструкции специалистов Управления за 1989-1992 годы на хранение в архив не поступали, так как согласно ст. 56 действовавшего на тот период «Перечня типовых документов, образующихся в деятельности Госкомитетов, Министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения», утвержденного Главным архивным управлением при Совете Министров СССР ДД.ММ.ГГГГ являлись документами временного срока хранения (3 года после замены новыми). Поскольку у нее отсутствует какая-либо иная возможность подтвердить, что в период ее работы на должностях специалистов Управления юстиции администрации <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для их замещения требовалось наличие высшего юридического образования, она вынуждена обратиться в суд с иском о включении в стаж работы в качестве судьи в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ от 10.01.1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» для назначения ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку, периода работы в должности специалиста 1 категории по судебной работе, специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве и главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве Управления юстиции Администрации Курской области. В 1990 году она получила высшее юридическое образование по специальности «правоведение» и была зачислена в резерв кадров, имеющих высшее юридическое образование для замещения должностей в Управлении юстиции Администрации Курской области. С ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в Управление юстиции Администрации Курской области, где работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста 1 категории по судебной работе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заместителем начальника Управления юстиции Администрации Курской области. С ДД.ММ.ГГГГ зачислена в штат Промышленного районного суда <адрес> в связи с назначением на должность судьи этого суда, а ДД.ММ.ГГГГ отчислена из штата Промышленного районного суда <адрес> в связи с назначением на должность судьи Курского областного суда, в штат которого зачислена ДД.ММ.ГГГГ. С указанного времени по настоящее время занимает должность судьи Курского областного суда. Факт работы в органах юстиции на должностях, требующих высшего юридического образования, бесспорно, подтверждается перечнем должностей, установленных Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденным приказом Министра юстиции СССР № 2 от 19.03.1980 года, в соответствии с которой должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования - код должности 1801 - специальность правоведение. При этом Номенклатурой не установлены наименования направлений деятельности консультантов. Тот факт, что на момент замещения ею должностей специалиста 1 категории, ведущего специалиста и главного специалиста Управления юстиции Администрации Курской области для их замещения требовалось наличие высшего юридического образования и что указанные должности ранее именовались «консультант» и «старший консультант» подтверждается и следующими доказательствами. Так, согласно штатному расписанию отдела юстиции Курского облисполкома на 1989 год, утвержденному Министром юстиции РСФСР, то есть до переименования должностей консультантов, отдел юстиции имел в штате должности старшего консультанта и консультанта. В штатном расписании отдела юстиции Курского облисполкома на ДД.ММ.ГГГГ, а так же в штатных расписаниях на последующие годы, указанные должности поименованы специалистами: главный специалист, ведущий специалист, специалист 1 категории и специалист 2 категории. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ должности консультантов фактически были переименованы и стали именоваться специалистами. Поскольку в связи с переходом органов юстиции на новую оплату труда и переименованием должностей исполняемые ранее обязанности консультантов органов юстиции остались прежними, аналогичными обязанностям соответствующих специалистов органов юстиции, а потому в соответствии с Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР № 2 от 19.03.1980 года, согласно которой должности консультанта и старшего консультанта органов юстиции требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение), должности специалиста 1 категории, ведущего специалиста и главного специалиста также требовали наличия высшего юридического образования (1801-правоведение). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что для замещения должностей специалиста по судебной работе 1 категории, специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве и главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве Управления юстиции Администрации Курской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требовалось наличие высшего юридического образования по специальности «правоведение». Тот факт, что для замещения занимаемых ею в Управлении юстиции Администрации Курской области должностей в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требовалось высшее юридическое образование подтверждается и тем, что ей в период работы в органах юстиции в указанных должностях был присвоен классный чин - советник юстиции 2 класса. Согласно Положению «О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденному Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1506-1 от 01.07.1991 года для специалистов 1 категории управлений (отделов) юстиции исполкомов местных Советов народных депутатов предусмотрен классный чин - юрист первого класса, для ведущих специалистов - советник юстиции 3 класса и главных специалистов - советник юстиции 2 класса. В соответствии с Инструкцией «О порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденных приказом Минюста РСФСР № 152/13-3-23 от 16.10.1991 года классные чины присваиваются руководителям и специалистам, имеющим высшее образование (п. 2). Классные чины присваиваются по результатам аттестации (п. 6). Как указано выше, ею замещались должности специалиста 1 категории по судебной работе, специалиста 1 категории, ведущего специалиста и главного специалиста. Ссылку комиссии при Курском областном суде по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям Курского областного суда в решении от ДД.ММ.ГГГГ на ФЗ № 119-ФЗ от 31.07.1995 года «Об основах государственной службы РФ» в той части, что данный закон для замещения младших государственных должностей государственной службы (специалисты 1 и 2 категорий) требовал наличие среднего профессионального образование по специализации государственных должностей государственной службы, полагала неправомерной, поскольку в соответствии со ст. 30 названного ФЗ замещение вакантных государственных должностей согласно данному ФЗ началось лишь с ДД.ММ.ГГГГ, в то время, как она на должности специалиста 1 категории, ведущего и главного специалиста была назначена до издания названного Закона и до указанного в ст. 30 срока. А если обратиться к ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в РФ», то в соответствии со ст. 12 данного Закона в число обязательных квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «специалисты» всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. На основании изложенного просила установить, что для замещения должностей специалиста 1 категории по судебной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управления юстиции Администрации Курской области требовалось наличие высшего юридического образования по специальности «правоведение» и включить указанные периоды в стаж работы в качестве судьи в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ от 10.01.1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» (ст. 3) для назначения ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое может быть назначено при выходе судьи в отставку.

В судебном заседании истец Переверзева И.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Просила установить, что для замещения должностей специалиста 1 категории по судебной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управления юстиции Администрации Курской области требовалось наличие высшего юридического образования по специальности «правоведение» и включить указанные периоды в стаж работы в качестве судьи в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ от 10.01.1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» (ст. 3) для назначения ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое может быть назначено при выходе судьи в отставку.

Представители ответчиков Курского областного суда, Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. О причинах не явки суду не сообщили. С учетом мнения истца суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков Курского областного суда, Судебного Департамента при Верховном Суде РФ.

Проверив материалы дела, выслушав истца, суд считает, что требования Переверзевой И.Н. обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на 3 Генеральной Ассамблее ООН ДД.ММ.ГГГГ каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Из ст. 2 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено в судебном заседании Переверзева И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности специалиста 1 категории по судебной работе Управления юстиции Администрации Курской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – специалистом 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ведущим специалистом по правовой работе в народном хозяйстве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – главным специалистом по правовой работе в народном хозяйстве, ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность судьи Промышленного райсуда г. Курска на период полномочий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зачислена в штат судей Промышленного райсуда г. Курска на период полномочий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ отчислена из штата судей районных судов Курской области в связи с назначением судьей Курского областного суда, ДД.ММ.ГГГГ зачислена в штат судей Курского областного суда на должность судьи, в которой продолжает работать по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 11-18).

Законом РФ «О статусе судей в РФ» исходя из характера деятельности судьи, особенностей его публично-правового статуса установлена возможность обеспечения судьи, пребывающего в отставке, ежемесячным пожизненным содержанием при наличии у него необходимого стажа судебной работы. Право на получение и размер ежемесячного пожизненного содержания поставлены в зависимость от общего стажа по юридической профессии и стажа работы непосредственно судьей. Для судей, которые приобрели право на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере, но продолжают работать ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ» предусмотрена ежемесячная надбавка к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

По смыслу положения абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей РФ» в единстве с положением ст. 7 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного содержания включается время работы как непосредственно в должности судьи, так и в судах и органах юстиции на должностях, для замещения, которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

Переверзева И.Н. обратилась в комиссию при Курском областном суде по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям Курского областного суда с заявлением о назначении и выплате ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания судьи, которое могло быть ей назначено при выходе в отставку.

Решением комиссии при Курском областном суде по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Переверзевой И.Н. о назначении ежемесячного пожизненного содержания отказано (л.д. 10).

При рассмотрении дела установлено, что Переверзева И.Н. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 категории по судебной работе Управления юстиции Администрации Курской области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – специалистом 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – ведущим специалистом по правовой работе в народном хозяйстве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – главным специалистом по правовой работе в народном хозяйстве.

Переверзева И.Н. в 1984 года поступила в Воронежский ордена Ленина госуниверситет им. Ленинского комсомола и в 1990 году окончила полный курс, названного университета по специальности правоведение. Решением Государственной экзаменационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ году Переверзевой И.Н. присвоена квалификация юриста, что усматривается из диплома УВ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Из сообщения государственного архива <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архивном фонде Управления Министерства юстиции РФ по Курской области приказы начальника управления по основной деятельности за 1989-1992 годы отсутствуют (в этот период приказы в учреждение не формировались), должностные инструкции специалистов управления за 1989-1992 годы на хранение в архив не поступали, так как согласно ст. 56 действующего на тот период «Перечня типовых документов, образующихся в деятельности Госкомитетов, Министерств, ведомств и других учреждений, организаций предприятий с указанием сроков хранения», утвержденного Главным архивным управлением при Совете Министров ССР ДД.ММ.ГГГГ являлись документами временного хранения (3 года после замены новыми) (л.д. 23).

Согласно Положению «О Министерстве юстиции РФ» систему Министерства юстиции РФ образуют его органы и учреждения на местах.

В силу п. 2 Положения на Министерство юстиции РФ возлагается: правовое обеспечение нормотворческой деятельности Правительства РФ; обеспечение необходимых условий осуществления судебной деятельности и координации работы по практической реализации судебной реформы; организация и развитие системы юридических услуг, необходимой для реализации прав и законных интересов граждан; контроль за соответствием конституционных требований уставных положений общественных и религиозных объединений; предоставление интересов РФ в порученной сфере деятельности на международном уровне; кадровое обеспечение системы Министерства юстиции РФ и судов.

В соответствии с Положением об отделе юстиции исполнительного комитета краевого, областного совета народных депутатов, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР № 167 от 08.04.1983 года, согласно которому, одной из основной задачей отдела юстиции исполнительного комитета являлась, в том числе осуществление методического руководства правовой работой в народном хозяйстве, совершенствование этой работы в целях усиления ее влияния на повышение экономической эффективности общественного производства, охраны социалистической собственности, дальнейшего укрепления государственной, трудовой и исполнительской дисциплины, строгого соблюдения прав и законных интересов граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, а так же осуществляет методическое руководство и координацию работ, государственных органов и общественных организаций края, области по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения, знакомится с состоянием этой работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, координирует их планы работы по правовой пропаганде и дает необходимые методические указания и рекомендации.

Факт работы в органах юстиции на должностях, требующих высшего юридического образования, кроме того, подтверждается перечнем должностей, установленных Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденным приказом Министра юстиции СССР № 2 от 19.03.1980 года, в соответствии с которой должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования - код должности 1801 - специальность правоведение. При этом Номенклатурой не установлены наименования направлений деятельности консультантов.

В связи с переходом на новые условия оплаты труда в сторону увеличения на основании Постановления Совета Министров СССР № 803 от 29.09.1989 года, Постановления Совета Министров РСФСР № 305 от 10.10.1989 года, принятых в целях создания условий формирования органов государственного управления нового типа, комплектования их высококвалифицированными руководящими работниками и специалистами», фактически изменилась номенклатура должностей в органах юстиции, а, именно, консультанты по различным направлениям в работе, в частности по судебной работе, по правовой работе в народном хозяйстве, стали именоваться специалистами органов юстиции.

Согласно Типовой номенклатуре должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР № 2 от 19.03.1980 года должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличия высшего юридического образования. Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 29.09.1989 года Министерством юстиции РСФСР были утверждены должностные оклады руководящих работников и специалистов, в том числе отделов юстиции. При этом исполняемые ранее обязанности консультантов органов юстиции остались тождественными с обязанностями соответствующих специалистов органов юстиции.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ наименование должности «консультант» министерств и управлений юстиции перестало существовать, так как наименование «консультант» в соответствии с вышеприведенными постановлениями Министров СССР и Совета Министров РСФСР было заменено на наименование «специалист», в частности, «главный, ведущий и специалист 1 категории».

Из Положения «О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденного Постановлением Президиума Верховного совета РСФСР № 1506-1 от 01.07.1991 года для специалистов первой категории управлений (отделов) юстиции исполкомов местных советов народных депутатов предусмотрен классный чин юрист 1 класса, для ведущих специалистов классный чин – советник юстиции 3 класса.

В соответствии с Инструкцией «О порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденной Приказом Министерства юстиции РСФСР № 152/13-3-23 от 16.10.1991 года классные чины присваиваются руководителям и специалистам, имеющим высшее юридическое образование (п. 2). Классные чины присваиваются по результатам аттестации (п. 6).

Из разъяснений, данных Министерством юстиции РФ в письме № 12-117 от 29.01.2003 года следует, что наличие высшего образования являлось необходимым условием для замещения должностей специалистов органов юстиции, что учитывалось при проведении аттестации в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 305 от 10.10.1989 года «О совершенствовании оплаты труда работников аппарата органов государственного управления в центральном аппарате и территориальных органах Министерства юстиции РСФСР».

Должностной оклад специалиста 1 категории по судебной работе отдела юстиции Курского облисполкома, который был установлен Переверзевой И.Н. согласно приказа о принятии на работу, а в последствии специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве и главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве соответствовали должностным окладам, установленным для специалистов соответствующего подразделения Постановлением Совета министров РСФСР № 305 от 10.10.1989 года.

Тот факт, что на момент замещения истцом должностей специалиста 1 категории, ведущего специалиста и главного специалиста Управления юстиции Администрации Курской области для их замещения требовалось наличие высшего юридического образования, и что указанные должности ранее именовались «консультант» и «старший консультант» подтверждается исследованными в суде доказательствами.

Так, согласно штатному расписанию отдела юстиции Курского облисполкома на 1989 год, утвержденному Министром юстиции РСФСР, то есть до переименования должностей консультантов, отдел юстиции имел в штате должности старшего консультанта и консультанта. В штатном расписании отдела юстиции Курского облисполкома на ДД.ММ.ГГГГ, а так же в штатных расписаниях на последующие годы, указанные должности поименованы специалистами: главный специалист, ведущий специалист, специалист 1 категории и специалист 2 категории. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ должности консультантов фактически были переименованы и стали именоваться специалистами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что для замещения должностей специалиста по судебной работе 1 категории, специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве и главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве Управления юстиции Администрации Курской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требовалось наличие высшего юридического образования по специальности «правоведение».

Тот факт, что для замещения занимаемых Переверзевой И.Н. в Управлении юстиции Администрации Курской области должностей в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ требовалось высшее юридическое образование подтверждается и тем, что истцу в период работы в органах юстиции в указанных должностях был присвоен классный чин - советник юстиции 2 класса.

Как разъяснило Министерство юстиции РФ в письме № 12-117 от 29.01.2003 года наличие высшего образования являлось необходимым условием для замещения должностей специалистов органов юстиции. Данное требование, исходя из изложенного выше учитывалось еще ранее - после 01.01.1990 года при приеме работников на должности специалистов, ранее именовавшихся консультантами и при проведении аттестации для присвоения специалисту классного чина в соответствии с Положением «О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1506-1 от 01.07.1991 года.

В силу Указа Президента РФ № 1554 от 19.11.2007 года «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» (с изменениями и дополнениями) для присвоения соответствующего классного чина обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования. При этом согласно п. 5 этого же Указа Президента РФ классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1506-1 от 01.07.1991 года «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР» сохраняются.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 пояснила, что в период с января 1990 года по сентябрь 1993 года она работала в управление юстиции Администрации Курской области в должности консультанта управления юстиции по нотариату, совместно с нею в качестве специалиста 1 категории по судебной работе, а в последствии специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве, главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве работала истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В должностные обязанности Переверзевой И.Н. входило проведение проверок деятельности судов, разрешению жалоб на действия судей, дача разъяснений по вопросам совершенствования судебной деятельности, обобщения практики рассмотрения дел в судах. Для замещения должности специалиста отдела юстиции Курского облисполкома по правовой работе в народном хозяйстве требовалось наличие высшего юридического образования. Оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля и ставить их под сомнение у суда не имеется.

Из представленных суду доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время наименование должности консультант управления юстиции перестало существовать, так как наименование консультант в соответствии с вышеприведенными Постановлениями фактически было заменено на наименование специалист, в том числе ведущий, главный. Из представленных доказательств следует, что в момент назначения истца на должность специалиста 1 категории по судебной работе, а впоследствии перевода на должности специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве, главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве для замещения данных должностей требовалось наличие высшего образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Переверзевой к Курскому областному суду, Судебному Департаменту при Верховном Суде РФ о включении в стаж работы периодов работы удовлетворить.

Включить Переверзевой в стаж работы в качестве судьи в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ от 10.01.1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ» для назначения 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло бы быть назначено при выходе в отставку, периоды работы в должностях: специалиста 1 категории по судебной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, специалиста 1 категории по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ведущего специалиста по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, главного специалиста по правовой работе в народном хозяйстве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управления юстиции Администрации Курской области.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней с момента оглашения.

Председательствующий судья: