решение по иску о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2012 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Антаевой Е.В.,

при секретаре Першиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уткиной <данные изъяты> к Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Областному государственному учреждению «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включения в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании произвести единовременную денежную выплату,

установил:

Уткина М.С. обратилась в суд с иском к Областному государственному учреждению «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», в обоснование которого указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением собрания депутатов поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Решением собрания депутатов поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено ходатайствовать перед Областным государственным учреждением «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» о выдаче свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, как вдове участника ВОВ. Однако ответчиком в этом было отказано, о чем она была уведомлена Администрацией поселка Кшенский, со ссылкой на то, что у ее невестки Уткиной В.И. имеется в собственности <адрес>, расположенный по <адрес>. С данным отказом она не согласна, так как жилое помещение, в котором проживает она и семья сына, состоящая из 4 человек, состоит из 2-х комнатной квартиры, общей площадью 41,6 кв м, а ей в данной квартире принадлежит 1/5 часть по договору приватизации. При этом указала, что членом семьи невестки Уткиной В.И., которой на праве собственности принадлежит <адрес>, она не является. По утверждению истца, ответчик незаконно не включил ее в сводный список, посчитав, что на каждого члена семьи приходится более учетной нормы жилой площади

В процессе рассмотрения дела представитель истца по доверенности Лысенко О.Н. просила привлечь в качестве ответчика Комитет строительства и архитектуры <адрес>. При этом уточнила требования и просила о признании Уткиной М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включения в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании произвести единовременную денежную выплату.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Лысенко О.Н. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. При этом пояснила, что Уткина М.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Решением собрания депутатов поселка <адрес> была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако Областным государственным учреждением «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» ей было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья со ссылкой на то, что у ее невестки Уткиной В.И. имеется в собственности <адрес>. Указала, что невестка членом семьи Уткиной М.С. не является, постольку они с ней ведут раздельное хозяйство, а в доме, который принадлежит на праве собственности невестке, проживает ее мать.

Представитель ответчика ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При этом представил суду отзыв, из которого видно, что иск не признает.

Представитель ответчика Комитета строительства и архитектуры <адрес> иск в суде не признала и пояснила, что невестка истца Уткина В.И. вселилась в <адрес> с согласия всех нанимателей, впоследствии являлась участником приватизации указанной квартиры и за ней зарегистрирована 1/5 доли в квартире, она проживает постоянно как член семьи со всеми собственниками. А потому при учете жилой площади необходимо суммировать также площадь домовладения по <адрес>, которое принадлежит на праве собственности Уткиной В.И.. Следовательно, истец Уткина М.С. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, составляющей 12 кв м.

Представитель третьего лица Администрации поселка <адрес> просила отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что Уткина М.С. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, составляющей 12 кв м. Также считает, что при подсчете общей площади необходимо учитывать домовладение, находящееся в собственности Уткиной В.И..

Третьи лица Уткин В.Н. и Уткина В.И. просили иск удовлетворить. При этом каждый в отдельности пояснили, что Уткина М.С. с момента создания их семьи членом семьи не является, ведет отдельное хозяйство, распоряжается своей пенсий самостоятельно, отдельно питается, самостоятельно осуществляет за собой уход.

Выслушав в судебном заседании представителя истца и представителя ответчика, третьих лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации №714 от 7 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (пункт1) (в ред. от 09.01.2010 г.).

В соответствии с п.3 ст.23.2 Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

При этом согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.

Решением собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения на территории поселка <адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека.

Порядок обеспечения мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению их жильем предусмотрен ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», согласно которой полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов войны (ст.14 ФЗ «О ветеранах») Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению данных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Правила предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету <адрес> на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утверждены постановлением Правительства Курской области -пп от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2 указанных Правил, денежные выплаты предоставляются комитетом строительства и стройиндустрии <адрес> ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на основании списков, формируемых в соответствии с п. 3-7 Правил.

Для составления списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения органы местного самоуправления формируют и представляют в ОГУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» (далее - Дирекция) утвержденные главой исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления согласованные с органом социальной защиты населения по месту жительства ветерана, подтверждающим отнесение граждан к соответствующим категориям ветеранов в соответствии с ФЗ «О ветеранах», список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по утвержденной форме (приложение к Правилам) и учетные дела ветеранов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

После чего дирекция производит проверку поступивших документов. В случае выявления в представленных документах недостоверных данных Дирекция в течение 3 рабочих дней уведомляет об этом орган местного самоуправления, в котором ветеран состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления в течение 30 рабочих дней рассматривает замечания Дирекции, уведомляет ветерана об имеющихся замечаниях, проводит работу по их устранению или принимает решение о снятии ветерана с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. О принятом решении орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней информирует Дирекцию.

На основании представленных органами местного самоуправления списков и учетных дел ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Дирекция формирует список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на соответствующий месяц по утвержденной форме (приложение к Правилам) и направляет его до 25-го числа каждого месяца в комитет строительства и стройиндустрии <адрес>.

На основании списка получателей денежной выплаты, представленного Дирекцией, Комитет строительства и стройиндустрии <адрес> готовит проект распоряжения Правительства Курской области об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий месяц и направляет его до 28-го числа каждого месяца на утверждение в Правительство Курской области.

После чего Дирекция в течение 10 рабочих дней оформляет свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по утвержденной форме (приложение к Правилам), которое передается представителям органов местного самоуправления по акту приема-передачи и подлежит дальнейшему вручению ветеранам (п. 9 Правил).

В судебном заседании установлено, что истец Уткина М.С. является вдовой участника Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что истец Уткина М.С. зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 41,6 кв м, расположенной по адресу: <адрес>, с составом семьи из 5 человек. Указанное помещение принадлежит на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истцу Уткиной М.С., ее сыну Уткину В.Н., невестке Уткиной В.И., внуку ФИО8 и внучке ФИО9 принадлежит по 1/5 доли каждому.

Данные обстоятельства подтверждены в суде свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, судом установлено, что Уткиной В.И., невестке истицы принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 69,8 кв м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждено в суде свидетельством о регистрации права и не оспаривалось в суде.

Следовательно обеспеченность общей площадью членов семьи Уткиной М.С. составляет 111,4 кв м, то есть на одного человека приходится 22,28 кв м, что более учетной нормы, установленной решением собрания <адрес>.

Основанием иска является нуждаемость истца Уткиной М.С. в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, в связи с чем истцом доказывается, что она не является членом семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Частью 2 ст.31 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользоваться данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники, независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки…), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установления юридического факте вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержание волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснения сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов и других доказательств.

Доводы истицы и ее представителя о том, что, проживая совместно с сыном и его семьей, она членом их семьи не является, так как ведет с ними раздельное хозяйство, суд не может признать состоятельными, так как истица является членом семьи сына Уткина В.Н. в силу положений ст. 31 ЖК РФ.

Кроме того, судом установлено, что Уткина В.И. была вселена в <адрес>, как пояснили стороны, в 1990 году, то есть после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с требованиями ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 г. № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Уткина В.И. как член семьи Уткиной М.С., как следует из свидетельства о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, принимала участие в приватизации квартиры и постоянно проживает в квартире.

А потому пояснения третьих лиц Уткиных и показания допрошенных свидетелей о том, что истица и совместно с ней проживающее сын, невестка, внуки не являются членами одной семьи, суд не принял во внимание.

Свидетель ФИО10 в суде пояснил, что он принимал участие обследовании квартиры и видел, что условия проживания в ней не отвечают ни санитарным требованиям, ни учетной норме, приходящейся на каждого члена семьи.

А потому доводы представителя истца о том, что Уткина М.С. проживает в квартире не на правах члена семьи других собственников, а на иных правах, суд не может признать состоятельными, так как доказательств тому в соответствии со ст.56 ГПК РФ в суд не представлено.

Таким образом, установив, что истица является членом семьи сына Уткина В.Н., невестки Уткиной В.И., внука ФИО8 и внучки ФИО9, проживает в таком качестве в квартире, на каждого члена семьи приходится больше учетной нормы, оснований считать ее нуждающейся в жилом помещении не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца к ответчикам о предоставлении денежной выплаты на приобретение жилого помещения, обязанность по предоставлению которой возникает лишь в случае необеспеченности жилым помещением, являются необоснованными и в их удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Уткиной <данные изъяты> к Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Областному государственному учреждению «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включения в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании произвести единовременную денежную выплату отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: