Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июня 2012 года Ленинский районный суд г.Курска в составе: председательствующего судьи Ходячих О.В., при секретаре Халиной М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьевой № к Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Областному государственному учреждению «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» о признании права на меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включения в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании произвести единовременную денежную выплату, установил: Ананьева А.П. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включения в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании произвести единовременную денежную выплату, мотивируя свои требования тем, что она является участников Великой Отечественной войны и в соответствии с действующим законодательством она имеет право на меры социальной поддержки в частности на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. На праве собственности ей не принадлежат жилые помещения, с 2004 года она зарегистрирована по адресу: <адрес>. В данной квартире кроме нее зарегистрирован внук – ФИО4 Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ее внукам – ФИО4 и ФИО9 Отказывая ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, ответчик относит ее к члену семьи собственников жилого помещения, однако она не является членом семьи собственников жилого помещения, поскольку не ведет с ними общее хозяйство. В судебном заседании представитель истцы Ананьевой А.П. по ордеру Канищева М.И. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика ОКУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» в судебное заседание не явился, о месте, дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причина его не явки суду не известна. Из ранее представленного отзыва следует, что иск не признают, в связи с обеспеченностью Ананьевой А.П. жилым помещением не ниже установленной нормы жилой площади. Представитель ответчика Комитета строительства и архитектуры <адрес> по доверенности Шеплякова С.Д. исковые требования не признала, пояснив, что истец обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, составляющей 12 кв м., проживая в квартире, принадлежащей внукам и является членом их семьи. Представитель третьего лица администрации <адрес> в судебное заседание не явился о месте, дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причина его не явки суду не известна, с учетом мнения лиц, участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» (пункт1) (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с п.3 ст.23.2 Федерального закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. При этом согласно п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ст.50 ЖК РФ учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Решением собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения на территории поселка <адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека. Порядок обеспечения мер социальной поддержки ветеранов по обеспечению их жильем предусмотрен ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», согласно которой полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов войны (ст.14 ФЗ «О ветеранах») Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению данных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Правила предоставления за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету <адрес> на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны на строительство или приобретение жилого помещения, утверждены постановлением <адрес> №-пп от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 2 указанных Правил, денежные выплаты предоставляются комитетом строительства и стройиндустрии <адрес> ветеранам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет органами местного самоуправления по месту жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном <адрес> «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на основании списков, формируемых в соответствии с п. 3-7 Правил. Для составления списка ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения органы местного самоуправления формируют и представляют в ОКУ «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» (далее - Дирекция) утвержденные главой исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления согласованные с органом социальной защиты населения по месту жительства ветерана, подтверждающим отнесение граждан к соответствующим категориям ветеранов в соответствии с ФЗ «О ветеранах», список ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по утвержденной форме (приложение № к Правилам) и учетные дела ветеранов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. После чего дирекция производит проверку поступивших документов. В случае выявления в представленных документах недостоверных данных Дирекция в течение 3 рабочих дней уведомляет об этом орган местного самоуправления, в котором ветеран состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Орган местного самоуправления в течение 30 рабочих дней рассматривает замечания Дирекции, уведомляет ветерана об имеющихся замечаниях, проводит работу по их устранению или принимает решение о снятии ветерана с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. О принятом решении орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней информирует Дирекцию. На основании представленных органами местного самоуправления списков и учетных дел ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Дирекция формирует список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения на соответствующий месяц по утвержденной форме (приложение № к Правилам) и направляет его до 25-го числа каждого месяца в комитет строительства и стройиндустрии <адрес>. На основании списка получателей денежной выплаты, представленного Дирекцией, Комитет строительства и архитектуры <адрес> готовит проект распоряжения <адрес> об утверждении списка получателей денежной выплаты на соответствующий месяц и направляет его до 28-го числа каждого месяца на утверждение в <адрес>. После чего Дирекция в течение 10 рабочих дней оформляет свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по утвержденной форме (приложение № к Правилам), которое передается представителям органов местного самоуправления по акту приема-передачи и подлежит дальнейшему вручению ветеранам (п. 9 Правил). В судебном заседании установлено, что истец Ананьева № ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником Великой Отечественной войны. Ананьева А.П. с 1998 года зарегистрирована по адресу <адрес>. На момент регистрации истицы в квартире, она принадлежала на праве общей долевой собственности дочери, зятю и внукам истицы. Как установлено в судебном заседании истица был вселена в квартиру в качестве члена семьи своей дочери. После смерти дочери – ФИО7, последовавшей в 2005 году и смерти зятя – ФИО8, последовавшей в 2008 году, собственниками спорной квартиры являются дети умерших и соответственно внуки истицы – ФИО4 и ФИО9 В настоящее время в <адрес> зарегистрированы – Ананьева А.П. и ее внук – ФИО4 По данным технического паспорта, общая площадь квартиры составляет 63,0 кв. метров. То есть, обеспеченность общей площадью жилья составляет 31,5 кв. м. на человека, что более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Частью 2 ст.31 ЖК РФ предусмотрено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользоваться данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники, независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки…), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установления юридического факте вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержание волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснения сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов и других доказательств. Доводы представителя истицы о том, что Ананьева А.П. членом семьи внука не является, так как ведет с ними раздельное хозяйство, суд не может признать состоятельными, поскольку в судебное заседание стороной истца не было представлено доказательств этому. Таким образом, установив, что истица является членом семьи внука, проживает в таком качестве в квартире, на каждого члена семьи приходится больше учетной нормы, оснований считать ее нуждающейся в жилом помещении не имеется. При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца к ответчикам о предоставлении денежной выплаты на приобретение жилого помещения, обязанность по предоставлению которой возникает лишь в случае необеспеченности жилым помещением, являются необоснованными и в их удовлетворении следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: В иске Ананьевой № к Комитету строительства и архитектуры <адрес>, Областному государственному учреждению «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» о признании права на меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании включения в список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании произвести единовременную денежную выплату отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий судья